Научный полк: Владимир Александрович Лифанов

В рамках акции «Научный полк» и в преддверии грядущего 80-летия университета продолжаем публиковать цикл материалов, посвящённых выдающимся учёным – участникам Великой Отечественной войны, а также значимым вехам истории ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ.

Великое поколение Победителей уходит. Никого уже не осталось из тех фронтовиков – преподавателей и сотрудников ЧММИ – ЧПИ – ЧГТУ – ЮУрГУ, чьи имена и биографии можно найти в университетских книгах.

Мне повезло записать воспоминания ветерана ЮУрГУ, участника Великой Отечественной войны, кандидата технических наук, профессора кафедры электромеханики и электромеханических систем энергетического факультета Владимира Александровича Лифанова (1922–2011), чьи заслуги перед Родиной отмечены, в частности, орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалью «За оборону Ленинграда».

– Родился я 18 марта 1922 года в селе Танайково Горьковской области. В 1940 году, после окончания средней школы, меня призвали в армию, а точнее – в Военно-Морской флот, – рассказывал Владимир Александрович. – Осенью 1940-го я попал в Кронштадт и был зачислен в электромеханическую школу Краснознамённого Балтийского флота. До июня 1941-го проходил подготовку в этой школе – для службы на кораблях в качестве электрика. Началась война. В августе 1941 года был совершён переход Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Осуществлялся он в очень тяжёлых условиях: сверху на наши корабли непрерывно сыпались немецкие бомбы, снизу атаковали вражеские подводные лодки. Хотя основным силам Краснознамённого Балтийского флота во главе с крейсером «Киров» удалось пробиться к Кронштадту, но некоторые корабли были потоплены, погибли и моряки, и гражданские, эвакуировавшиеся из Таллина.

Враг тем временем вплотную подошёл к Ленинграду. Город нужно было отстаивать всеми силами и средствами. Из военных моряков, в том числе тех, кто прибыл из Таллина, стали срочно формировать бригады морской пехоты для защиты Северной столицы. В одну из таких бригад – седьмую – был зачислен и я и в её составе направлен на Ленинградский фронт, в район Колпино. Служил связистом в отдельном артиллерийском дивизионе, приданном этой бригаде.

В ноябре – декабре 1941 года обстановка была самой тяжёлой. Враг рвался к Москве. Фашистские войска замкнули кольцо вокруг Ленинграда. В этой ситуации Ленинградский фронт не только не мог рассчитывать на эффективную помощь, но и своими действиями должен был сковывать силы противника, чтобы не давать немцам перебрасывать силы к Москве. Поэтому наши войска под Ленинградом не только оборонялись, но и на ряде участков вели наступательные бои.

В одной из таких операций участвовал и я… был ранен осколком снаряда в голень левой ноги. Превозмогая боль, дополз до командного пункта и доложил о выполнении приказа. Санитары меня вывезли на санках на перевязочный пункт. Здесь мне сделали перевязку и вечером отправили в Ленинград, в госпиталь.

В мае 1942 года в этот батальон прибыл командир плавучего дока № 508 – и меня включили в список его пополнения: там нужны были электрики. Надо сказать, что это плавсредство имело первостепенное значение. Дело в том, что все сухие доки разрушил враг, а в ходе боевых действий военные корабли выходили из строя – и их нужно было срочно восстанавливать. Плавучий док № 508 обеспечивал ремонт кораблей. Фашисты охотились за ним. Достаточно сказать, что в день моего прибытия противник подверг ожесточённому артобстрелу и бомбардировке Балтийский завод, где в то время стоял плавдок. В результате тот получил две больших пробоины и стал крениться. В этих условиях необходимо было организовать спасение дока и находящегося в нём эскадренного миноносца «Свирепый». Я принимал непосредственное участие в этой операции. После перевода дока в другое место начались срочные восстановительные работы. Это было ответственное боевое задание, которое шло под непосредственным наблюдением командования флота. Трудились не покладая рук, дни и ночи. Задачу выполнили в срок, в результате был обеспечен ремонт наших эсминцев и подводных лодок.

В наградном листе указано, что Владимир Александрович Лифанов представлен к ордену Красной Звезды: «За самоотверженность и мужество, проявленное при спасении дока под артобстрелом и бомбёжкой противника, за самоотверженную работу по восстановлению дока и подготовку к действию, за быстрое и чёткое выполнение заданий командования по ремонту и докованию боевых кораблей».

Завершив войну в звании старшины 1-й статьи, после Победы В.А. Лифанов с отличием окончил Ленинградский электротехнический институт. Остался в альма-матер на кафедре электрических машин, а с июля 1952 по февраль 1956 года учился в аспирантуре. В феврале того же года защитил кандидатскую диссертацию, получил учёное звание доцента. По направлению в апреле 1956-го прибыл в Челябинский политехнический институт. Принимал активное участие в становлении кафедры электрических машин ЧПИ. Владимир Александрович Лифанов дважды заведовал этой кафедрой, впоследствии переименованной в кафедру электромеханики и электромеханических машин: в 1958–1975 и 1980–1990 годах. В декабре 1979-го утверждён Высшей аттестационной комиссией в учёном звании профессора.

Под руководством В.А. Лифанова на кафедре начала формироваться научная школа по направлению «Теория и методы проектирования электрических машин систем автоматики». Первые научные работы были посвящены исследованию вибрационного состояния и разработке методов расчёта существующих конструкций электродвигателей для гироскопических приборов. Владимир Александрович был автором более ста научных публикаций, на его разработки получены авторские свидетельства.

Подготовил Иван ЗАГРЕБИН Фото из архива Совета ветеранов ЮУрГУ
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.