Проектное обучение в ИСГН: Гуманитарные проекты на цифровой платформе

С сентября 2018 года в ЮУрГУ официально реализуется проектное обучение в магистратуре. Программы проектного обучения представлены практически во всех институтах и высших школах ЮУрГУ.

Институт социально-гуманитарных наук в рамках реализации в университете проектного обучения запускает пять проектов, каждый из которых по-своему уникален. Каждый становится площадкой отработки приоритетных для университета задач на всероссийском и международном уровне. Об инновационном характере проектов и их преимуществах рассказывает директор Института социально-гуманитарных наук, доктор филологических наук, профессор Елена Пономарева.

 

«Все проекты Института социально-гуманитарных наук принципиально междисциплинарные, и практически во всех принимают участие магистры, – подчеркивает Елена Владимировна. – «Гуманитарии развиваются в соответствии с требованиями современного мира и погружены в цифровую реальность, но при этом сохраняют высокий уровень качества научного содержания проектов, которые опираются на уникальный опыт работы научных школ ИСГН. И что самое главное – все они полезны и потому востребованы в обществе, в том числе, среди работодателей.

Важно отметить, что работа в проекте воспитывает современного профессионала – мобильного, трудоспособного, готового работать в коллективе и безукоризненно выполнять свой функционал. При этом проект не может отрицательно отразиться на качестве учебы, скорее, напротив: рамки работы очень жесткие, задолженности, неисполнение работы в срок здесь недопустимы. Студент, работающий в проекте, – это подрядчик, который несет ответственность перед заказчиком. Если он задерживает работу команды, не справляется с обязанностями, не отрабатывает свою функцию, то вынужден будет покинуть проект».

Виртуальный музей «Писатели Южного Урала

Среди проектов, инновационных не только для Университета, но и для региона в целом, – «Виртуальный музей «Писатели Южного Урала».

«В Челябинске до сих пор не существовало ни одного музея писателей Южного Урала», – отмечает Елена Владимировна, – «Хотя в соседнем Екатеринбурге подобный музей успешно действует.  Литературный потенциал Челябинской области значителен и вызывает живой интерес со стороны общероссийского литературного и научного сообщества, поэтому область остро нуждается в таком детище, пусть, поначалу реализованном в виртуальном формате».

Вопрос недостатка информации о развитии литературы в регионе предлагается решить с помощью создания виртуальной версии музея. Заказчиком музея «Писатели Южного Урала» выступает Министерство культуры Челябинской области. В ЮУрГУ проект реализуется на площадке кафедры русского языка и литературы ИСГН (руководитель проекта – доктор филологических наук, профессор Татьяна Семьян).

Музей, собранный из «паззлов», которыми являются виртуальные музеи-квартиры отдельных писателей,  поначалу будет создаваться на основе исследовательских материалов о творчестве двух значимых фигур поэтического сообщества Челябинска – Николая Годины и Яниса Грантса. Наполнять ячейки-«соты» музея контентом будут магистранты-филологи. Также в проекте задействованы бакалавры 3 – 4 курса ИЕТН (2 программиста), ответственные за цифровую реализацию проекта, и бакалавры 3 – 4 курса АСИ (2 дизайнера). Аналог такой продукции есть только в Высшей школе экономики в Москве. Навык создания уникального виртуального музея может стать весомым конкурентным преимуществом выпускника магистратуры, имеющего опыт участия в реальном проекте.

«Виртуальный музей художника Василия Неясова»

Схожий по сути, но наполненный иным содержанием проект – виртуальный музей художника Василия Неясова. Руководит проектом зав. кафедрой  «Теология, культура и искусство», доктор искусствоведения, профессор Николай Парфентьев. Цель проекта – создание виртуального варианта музея истории жизни и творчества Василия Неясова и искусствоведческий анализ произведений художника в контексте исторических эпох.

В качестве заказчиков проекта уникального виртуального музея выступают Министерство культуры Челябинской области и Министерство образования и науки области. В проекте задействованы магистранты второго курса направлений «История Искусства», «Компьютерные технологии». Дальнейшее развитие проекта подразумевает создание виртуальных музеев других выдающихся уральских художников.

Василий Неясов «Парень с Урала»

EUfactсheck («Еврофактчек»)

В рамках реализации международного проекта EUfactсheck (руководитель – декан факультета журналистики ИСГН, доктор филологических наук, профессор – Людмила Шестеркина) факультет журналистики ЮУрГУ активно сотрудничает с Европейской ассоциацией журналистского образования EJTA (Бельгия).

Международный журналистский проект EUfactcheck – это сотрудничество журналистских школ во время выборов в Европарламент в 2019 году. Цель сотрудничества – в проверке информации, организации фактчекинга и обучения этому процессу нового поколения журналистов. 

Сегодня распознавание лжеинформации в СМИ России и мира актуально как никогда. Поток такой информации в эпоху информационных войн только усиливается. На современном этапе и Россия, и Европа заинтересованы в том, чтобы фильтровать информацию, отсеивая все лишнее.  

В задачи факультета журналистики в рамках проекта EUfactcheck входит создание интернет-портала для проверки фактов совместно с Союзом журналистов Челябинской области, а также разработка инновационного учебного модуля «Фактчекинг и верификация», инструментарий которого будет утверждаться на конференциях Европейской ассоциации журналистского образования EJTA .

 Студенты факультета журналистики ЮУрГУ в период выборов в Европарламент в 2019 году примут участие в транснациональной проверке фактов.

«Публичная история» (Public and Digital History)

Следующая важная инициатива Института социально-гуманитарных наук – «Публичная история» (Public and Digital History). Это проект, ориентированный на ребрендинг Челябинской области. Модель ребрендинга области создана благодаря совместной работе кафедры отечественной и зарубежной истории (руководитель – доктор исторических наук, профессор Ольга Никонова) и НОЦ «Культурно-исторических исследования» ИСГН. Проект вносит весомый вклад в улучшение имиджа региона, что особенно важно в рамках подготовки к саммиту ШОС 2020 года.

В рамках этого проекта для челябинцев и гостей города будет подготовлена виртуальная экскурсия по столице Южного Урала. Как и все проекты ИСГН, проект «Публичная история» носит междисциплинарный характер, в нем задействованы преподаватели и сотрудники ИСГН, бакалавры и магистры кафедры отечественной и зарубежной истории ЮУрГУ. К сотрудничеству привлечены преподаватели и студенты кафедры социологии и политологии, кафедры журналистики и массовых коммуникаций, сотрудники НОЦ евразийских исследований, НОЦ культурно-исторических исследований ИСГН, преподаватели и студенты кафедры международных отношений и зарубежного регионоведения ИЛиМК, преподаватели и студенты ИСТиС.

В процессе проектной работы студенты смогут приобрести уникальный опыт создания виртуальной модели на историческом материале, который будут применять уже на рабочем месте.

«Цифровой биометрический близнец профессионала»

Проект «Цифровой биометрический близнец профессионала» реализуется в рамках факультета психологии ИСГН (руководитель – декан факультета психологии, заведующий кафедрой «Психология развития» ЮУрГУ, доктор психологических наук, профессор Елена Солдатова). Проект ориентирован на разработку технологии профессионального самоопределения современных студентов.

В проекте планируется применить опыт инновационной технологии «цифрового близнеца», разрабатываемый в инженерии и медицине для создания индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Внедрение технологии «цифрового близнеца» включает организацию психологического сервиса для реализации технологии (консультации по результатам диагностики, индивидуальное профориентационное консультирование, тренинги и развивающие группы). По итогам проекта будет создан сервис для самодиагностики профессионально важных качеств и коррекции психологических особенностей личности в связи с выбранной профессиональной траекторией.

«Развитие проектного обучения в Университете – новая совместная работа ряда подразделений вуза, инициированная ректором Александром  Шестаковым. Успех проектного обучения зависит от слаженной работы всех участников проектных команд, от качества межинститутских и межфакультетских связей.

Мы – менеджеры проекта «Проектное обучение» – хотим сказать спасибо всем, кто включился в эту сложную интересную работу и открыт для экспериментов. Пока мы видим первые результаты, которые уже сегодня впечатляют,  потому что у  каждого из наших коллег, у всего коллектива университета есть потребность в совместной работе на благо ЮУрГУ и вера в то, что все у нас получится». 

Юлия Руднева; фото: Олег Игошин
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.