О кафедре


Из истории:

Приказом по министерству высшего и среднего специального образования РСФСР за № 52 от 21.09.1959 г. было принято решение об организации с 1.10.1959 г. в Челябинском политехническом институте кафедры «Техника безопасности и противопожарная техника». Однако, первое время преподаватели нашей кафедры входили в состав кафедры ОМД (прокатка), а свою самостоятельность кафедра получила в сентябре 1960 г. на основании приказа по институту № 796 от 20.09.1960. С 1966 г. кафедра стала называться «Охрана труда», а в 1991 г. в связи с введением нового курса и включением в состав кафедры цикла «Гражданская оборона» кафедра была переименована и с тех пор носит название «Безопасность жизнедеятельности».

Заведующими кафедрой в разные годы были:

  • Кандидат технических наук, доцент Д.Д. Пржевалинский (1959 – 1966 гг.)
  • Кандидат технических наук, доцент С.И. Еленский (1966 – 1976 гг.)
  • Кандидат технических наук, доцент М.М. Бортников (1976 – 1981 гг.)
  • Кандидат технических наук В.С. Ивашкин (1981 – 1984 гг.)
  • Кандидат технических наук, доцент А.В. Грачев (1985 – 1987)
  • Кандидат технических наук, доцент Ю.Б. Тахтаев (1987 – 1989 гг.)
  • Доктор технических наук, профессор А.И. Сидоров (с 1989 года по настоящее время)

В 1992 г. кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Южно-Уральского государственного университета стала выпускающей, осуществив первый набор на заочное отделение тогда по специальности «Безопасность жизнедеятельности». В 1996 г. был набран первый курс очной формы обучения. За этот период по всем формам обучения для объектов экономики страны подготовлено более 900 специалистов, которые работают не только в нашем регионе, но и далеко за его пределами (республика Саха – Якутия, г. Москва, Ханты-Мансийский округ, Забайкальский край и т.д.).

С 01.06.2012 по решению ученого совета университета от 28.04.2012 и в соответствии с приказом ректора № 105 от 04.05.2012 к кафедре «Безопасность жизнедеятельности» была присоединена кафедра «Педагогика профессионального образования».

Все эти годы мы имеем достаточно высокий конкурс (один из самых больших в нашем вузе среди технических специальностей), что говорит, об определенной популярности специальности у молодежи, и это не может не радовать.

Работа со студентами

На кафедре организован студенческий творческий коллектив, который работает по следующим научно-техническим направлениям: технические науки и науки о человеке и природе.

В оперативном управлении кафедры имеются специализированные лекционные аудитории, учебные и испытательные лаборатории: «Электробезопасность», «Физико-химические основы процессов горения и тушения», «Безопасность жизнедеятельности», «Пожарная безопасность», «Методы и средства защиты окружающей среды», «Компьютерные технологии в безопасности», «Экологическая безопасность», «Пожарная безопасность технологических процессов», «Исследования структуры материалов» и  «Безопасность труда», а также исследовательское и научно-технологическое оборудование, лабораторные стенды, измерительные приборы, библиотека, где на протяжении 20 с лишним лет собирается и хранится литература, посвященная проблемам охраны труда.

Кафедра располагает современной материально-технической базой. Лекции по дисциплинам, читаемым кафедрой, ведутся в специализированных аудиториях, оснащенных проекторами, документ-камерами и др. современными мультимедийными устройствами. Это позволяет не только интенсифицировать учебный процесс, но и повысить качество проведения занятий.

Для проведения практических занятий, выполнения курсовых и квалификационных работ кафедра располагает специализированным классом, компьютеры которого оснащены профессиональной справочной системой  ИС «Техэксперт: Интранет» и позволяют студентам знать современную нормативно-правовую базу. Кроме того, студенты имеют возможность обращаться к разнообразным информационно-поисковым системам и специализированным программным продуктам, которые имеются на кафедре.

На кафедре оборудованы учебные лаборатории:

  • Лаборатория «Электробезопасность» , в которой помимо работ по темам, непосредственно связанным с изучением защиты от поражения электрическим током, проводится обучение навыкам оказания первой помощи с использованием тренажера «Витим 2-2У». Лабораторные стенды в этой аудитории созданы научно-производственным институтом «Учебная техника и технология» ЮУрГУ (НИУ) по заявкам и при участии кафедры. Лаборатория включает уникальный комплекс из 9 лабораторных работ по разным темам электробезопасности. Помимо учебной работы в лаборатории проводятся научные и прикладные исследования влияния внешних факторов (шума, освещения) на сопротивление тела человека.
  • Лаборатория «Физико-химические основы процессов горения и тушения»  для определения количественного и качественного анализа вредных веществ, содержащихся в сточных водах и выбросах промышленных предприятий в атмосферу; исследования методов и способов очистки сточных вод от механических и химических загрязнений; изучения влияния различных абиотических факторов на жизнедеятельность биотических сообществ. Проводятся научные и прикладные исследования процессов горения строительных материалов и конструкций, повышения огнестойкости строительных деревянных конструкций, оценка флегматизирующих свойств пропиточных материалов для повышения огнестойкости деревянных конструкций.
  • Лаборатория «Безопасность жизнедеятельности» оснащена необходимым оборудованием для проведения измерения и оценки уровней опасных и вредных производственных факторов, имеющихся  на рабочих местах различных предприятий и организаций, оценки тяжести и напряженности труда. Проводятся учебные занятия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», «Безопасность труда», Проводятся научные исследования в области охраны труда: влияние опасных и вредных производственных факторов на величину сопротивления тела человека; обеспечение электромагнитной безопасности электроустановок сверхвысокого напряжения и электротехнологического оборудования; анализ, измерения и оценка опасных и вредных факторов производственной среды.
  • Лаборатория «Пожарная безопасность» , где проводятся лабораторные, практические занятия по дисциплинам: «Пожаровзрывобезопасность» и «Пожарная безопасность взрывопожароопасных производств».  Проводятся и научные исследования в области пожарной безопасности - повышение огнестойкости строительных конструкций, оценка пожарной опасности горючих материалов разрушающими и неразрушающими методами контроля, разработка автоматических систем обеспечения пожарной безопасности.                                                                                                                                                                                                                             
  • Лаборатория «Методы и средства защиты окружающей среды», Выполняются лабораторные и практические занятия по дисциплине «Система защиты среды обитания». Помимо учебной работы проводятся научные и прикладные исследования по адсорбционной очистке сточных вод и очистке сточных вод от нефтепродуктов.
  • Лаборатория «Исследование структуры материалов» - имеется комплект оборудования для анализа пористости материалов. Направления научных и прикладных исследований: повышение огнестойкости строительных конструкций, исследование структуры органических и неорганических сорбентов, формирование поровой структуры углеродных и углеродсодержащих материалов.
  • Лаборатория «Компьютерные технологии в безопасности», где проводятся, практические занятия по дисциплинам: «Пожарная безопасность технологических процессов», «Организационно-распорядительная документация по пожарной безопасности в организации», «Правовое регулирование в области пожарной безопасности», «Государственный пожарный надзор», «Безопасность труда», «Безопасность технологических процессов», «Оптимизация в управлении безопасностью», «Надзор и контроль в сфере безопасности», «Пожарная безопасность электроустановок», «Практикум по виду профессиональной деятельности», «Теория горения и взрыва», «Расчет пожарных рисков». Также проводятся научные и прикладные исследования в области расчета пожарных рисков, охраны труда, электробезопасности электроустановок, расчета рисков техногенных аварий.
  • Лаборатория «Экологическая безопасность», где проводятся лабораторные, практические занятия по дисциплинам: «Источники загрязнения среды обитания», «Физико-химические процессы в техносфере», «Экология». Направления научных и прикладных исследований: адсорбционная очистка промышленных выбросов; анализ, измерения и оценка опасных и вредных факторов производственной среды; адсорбционная очистка промышленных выбросов; изучение свойств отходов; технология переработки отходов; адсорбционная очистка сточных вод.
  • Лаборатория «Пожарная безопасность технологических процессов» , где проводятся лабораторные занятия по дисциплинам: «Пожаровзрывобезопасность» и «Пожарная безопасность взрывопожароопасных производств». Научные и прикладные исследования в области повышения огнестойкости строительных  материалов; исследование взрывопожароопасных свойств жидкостей и пылей; влияние механического измельчения на свойства взрывоопасных пылей.
  • Лаборатория «Безопасность труда» , где помимо учебной работы проводятся научные и прикладные исследования в области повышения эффективности средств защиты от производственного шума и производственной вибрации, исследование безопасности энергоэффективных источников света

Кроме аудиторных занятий для студентов направления «Техносферная безопасность» проводятся практические занятия непосредственно на промышленных объектах. Среди них:

  • совместное проведение учебных экскурсий с представителями Ростехнадзора;
  • посещение выставок, проводимых в городе Челябинске и посвященных проблемам промышленной, экологической и пожарной безопасности. 

Анализируя возможные места будущей работы наших выпускников, мы пришли к выводу о необходимости включения ряда дисциплин в учебный план за счет регионального компонента. Так, в частности, в нашем учебном плане появились дисциплины: «Культура делового общения», «Радиационная безопасность», «Электробезопасность», «Электромагнитные излучения», «Пожаровзрывобезопасность», изучение которых, на наш взгляд, позволяет выпускникам быстрее адаптироваться к тем или иным производственным условиям.

В 2017 году кафедра «Безопасность жизнедеятельности» ведет подготовку по направлениям:

Студенты кафедры регулярно выступают на различных научных российских и международных конференциях, проводимых на территории России.

В соответствии с планом Министерства образования и науки РФ в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана на кафедре «Экология и промышленная безопасность»  ежегодно в апреле проводится III тур Всероссийской студенческой Олимпиады по техносферной безопасности. Студенты кафедры стабильно демонстрируют высокие результаты.

Год

Студенты, принимавшие участие на Олимпиаде

Достижения

2008

Зыкина Екатерина,

 Гусак Константин,

 Мязина Александра

По итогам защиты домашнего задания  – второе место.

Руководитель команды: Палатинская И.П.

2009

Салатун Елена,

 Переверзев Денис,

Наумова Александра

По итогам защиты домашнего задания  – третье место.

Личное первенство:

4 место – Салатун Елена.

Руководитель команды: Палатинская И.П.

2010

Команда

По итогам защиты домашнего задания  – третье место.

2011

Немова Мария,

 Галушина Яна,

 Башмаков Александр

По итогам защиты домашнего задания  – третье место.

Личное первенство:

1 место – Немова Мария;

3 место – Галушина Яна;

4 место – Башмаков Александр.

Руководитель команды: Калинина А.С.

2012

Гончаров Никита

 По итогам защиты домашнего задания  – третье место.

Личное первенство:

2 место – Гончаров Никита.

Руководитель команды: Калинина А.С.

2014

Новоселова Екатерина, Шеремета Инна, Вершинина Анна

По итогам защиты домашнего задания – третье место.

Личное первенство:

3 место – Новоселова Екатерина.

Руководитель команды: Палатинская И.П.

2015

Тропин Сергей,

Ерунова Александра, Ермолаева Наталья

По итогам защиты домашнего задания – второе место.

Личное первенство:

1 место – Тропин Сергей;

2 место – Ерунова Александра;

4 место – Ермолаева Наталья.

Общекомандное – первое место.

Руководитель команды: Палатинская И.П.

2016

Дементьева Елена, Качур Виктория, Владимирова Надежда

По итогам защиты домашнего задания – первое место.

Личное первенство:

1 место – Дементьева Елена;

4 место – Качур Виктория;

5 место – Владимирова Надежда.

Общекомандное – первое место.

Руководитель команды: Палатинская И.П.

Информация о других достижениях студентов кафедры на официальном сайте МТ-факультета.

Но студенческая жизнь не ограничивается одними занятиями. Студенты занимаются различными видами спорта, сборные команды факультета не редко занимают призовые места в первенствах университета. На факультете существует своя команда КВН, у наиболее активных и одаренных ребят есть шанс попробовать себя и на более высоком уровне игр. Таким образом, кафедра принимает активное участие в организации досуга своих воспитанников.

Достижения кафедры

С января 1994 года кафедрой выпускается теоретический и научно-практический журнал «Электробезопасность». С 2003 года по 2007 журнал входил в утвержденный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования Российской Федерации перечень изданий, учитываемых при защите докторских диссертаций.

Научная копилка кафедры постоянно пополняется статьями, опубликованными в различных журналах, в том числе и международного уровня, авторскими свидетельствами и монографиями. Кафедра имеет систему подготовки научных кадров: докторантуру и аспирантуру по специальности 05.26.01 (Охрана труда). В университете имеется диссертационный совет Д212.298.05, принимающий диссертации по специальности 05.26.01. Охрана труда (электроэнергетика).

                  

На кафедре успешно работают научные школы:

«Научные основы обеспечения электробезопасности в различных отраслях экономики», в рамках которой развиваются такие научные направления как:

  • электромагнитная совместимость, контроль изоляции в распределительных электрических сетях напряжением 6-35 кВ (проф. Сидоров А.И);
  • защита от однофазных замыканий на землю (проф. Бухтояров В.Ф.);

«Теория и методика профессионального образования», в рамках которой развиваются направления научных исследований (проф. Сериков Г.Н., проф. Котлярова И.О.):

  • Сбережение и развитие человеческих ресурсов в сфере образования;
  • Системно-синергетическая концепция гуманно ориентированного образования;
  • Модели реализации непрерывного образование человека в течение жизни;
  • Инновационные системы повышения квалификации;
  • Проектирование образовательно-научного процесса в университете;
  • Взаимодействие субъектов управления профориентационной работой со школьниками;
  • Международное сотрудничество в научно-образовательной сфере.
  • Проблемы инженерного образования

Кафедрой «Безопасность жизнедеятельности» ЮУрГУ подготовлено более 200 учебных и  учебно-методических пособий по различным вопросам безопасности жизнедеятельности.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.