История и достижения


Кафедра «Колесные, гусеничные машины и автомобили» – старейшая кафедра университета, образованная одновременно с ним в 1943 году, ведет свою историю от  кафедр «Танки», «Гусеничные машины», «Специальные и дорожно-строительные машины», «Колесные и гусеничные машины», «Автомобили и сельскохозяйственные машины», « Автомобили и тракторы», «Автомобили».

История кафедры «Колесные и гусеничные машины»

Первый набор студентов на кафедру по танковой специальности был проведен в 1943/44 учебном году.

Первым заведующим кафедрой «Танки» в 1944-1947 годах был Николай Леонидович Духов, в то время главный конструктор, а позднее и главный инженер Кировского танкового завода, эвакуированного на ЧТЗ. Одновременно с ним на кафедре начали работать танкоградцы, его соратники – А.Д. Крюков, И.С. Кавьяров, Л.Б. Тевелев, Г.А Манилов и М.А Лейканд.

В дальнейшем с августа 1947 года заведовать кафедрой стал опытный педагог, широко известный своими научными и методическими трудами, связанными с проектированием гусеничных машин, А.Д. Крюков.

Среди первых студентов были будущие кандидаты технических наук — доцент, заместитель главного конструктора ЧТЗ Б.Л. Магарилло; директор КТИАМ в Челябинске, доцент В.П. Антропов; начальник КБ ОГК ЧТЗ А.М. Кауфман. В разное время они преподавали на кафедре.

После перевода А.Д. Крюкова в конце 1949 года в Ленинград, где он возглавил кафедру «Гусеничные машины» в Ленинградском политехническом институте, который окончил Н.Л. Духов, обязанности зав.кафедрой стал исполнять И.С. Кавьяров, который после войны работал под началом Н.Л. Духова на ЧТЗ. В марте 1950 года его сменил один из первых челябинских танкостроителей, соратник Н.Л. Духова –  М.Ф. Балжи, так же, как и он, совмещавший до этого преподавание на кафедре с работой на ЧТЗ. За 20 лет руководства Михаила Федоровича на кафедре была создана хорошо оборудованная учебно-лабораторная и научно-исследовательская база, сформирован коллектив высококвалифицированных пре­подавателей. Здесь вели занятия и научную работу танко­строители, связанные с ЧТЗ, С.В. Федоренко, Г.А. Есин, В.И. Саяпин, С.А, Быбин; выпускники кафедры Б.Н. Пинигин, Ю.А. Злоказов, С.М. Крупицкий, Б.Н. Крылов, С.П. Баженов, Б.Л. Диковский, А.А. Дворниченко, Г.А. Болотов, С.Ф. Харин, Р.Н. Болдырев и другие.

После того, как набор студентов на первый курс был доведен до 150 человек, кафедра стала крупнейшей среди танковых в стране. На ней была создана под руководством М.Ф. Балжи научная школа по инерционным  бесступенчатым передачам, вошедшая в историю отече­ственной технической науки как Школа Балжи.

Среди выпускников разных лет В.Ф. Марачевский (вы­пуск 1954) – зам. Зав. отделом ЦК КПСС; Л.С. Кудрявцев (1952) – зам.председателя Челябинского облисполкома; В.А. Гусев (1953) – генерал-майор, нач. управления КГБ; X.X. Мингазов (1965) – технический директор ОАО ЧТЗ, доктор экономических наук, профессор; С.С. Малютин (1954) – зам. главного инженера ЧТЗ, кандидат техничес­ких наук; В.Л. Вершинский (1954) – главный конструктор ГСКБ-2, кандидат технических наук; В.Н. Богданов (1957) – директор Челябинского автоме­ханического завода; Н.Л. Белькорецкий (1951) – дирек­тор моторного завода ЧТЗ, кандидат технических наук; Ю.Ф. Бутрин (1962) — генеральный конструктор завода «Уралтрансмаш» (Екатеринбург); В. А Шаньгин – генеральный директор, ОАО «Ишимбайтрансмаш»; В.А Печенкин (1972) – зам. главного конструктора ОАО «Курганмашзавод»; Н.А. Молодняков (1959) – зам. главного конструктора Уральского КБ транспортного машиностроения; А.М. Акоев – начальник управления дорожных испытаний и доводки автомобилей ОАО «АвтоВАЗ»; Г.А Завьялов (1960) - проректор по научной работе ЧелГУ, зав. кафедрой, доктор технических наук, профессор; В.В. Матвеев (1951) – зав. кафедрой «Технология металлов» ЧПИ, доктор технических наук, профессор; Н.И. Гриненко (1950) – проректор по научной работе ЧПИ, зав. кафедрой «Летательные аппараты» на аэрокосмическом факультете, доктор технических наук, профессор; С.П. Масленников (1963) – зав. кафедрой «Автоматические установки» ЮУрГУ на аэрокосмическом факультете, кандидат технических наук, про­фессор кафедры; А.Н. Лысов (1961) – зав. кафедрой «Приборостроение» доктор технических наук, профессор; В.Н. Кунин (1953) – доктор физико-математических наук, про­фессор; Ю.Н. Кирдяшев (1950) – доктор технических наук, профессор; В.И. Пожбелко (1971) зав. кафедрой «Основы проектирования машин», доктор технических наук, профессор; В.А. Пермяков (1962) – кандидат технических наук, доцент кафедры «Основы проектирования машин»; П.Г. Винницкий (1962) – кандидат технических наук, доцент этой кафедры.

После смерти М.Ф. Балжи в 1970 году обязанность заведующего кафедрой исполнял С.В. Федоренко, сорат­ник его и Н.Л. Духова по Танкограду. В 1971 году его сменил начальник конструкторского бюро ЧТЗ, канди­дат технических наук, доцент М.И. Злотник, выпускник кафедры. За четверть века под его руководством была обновлена материальная база кафедры, в 1976 году осуществлен переезд в третий учебный корпус, где были оборудованы новые классы, лаборатории и вычислительный центр. Систематически издавались учебные и методичес­кие пособия по всем изучаемым курсам.

С 1992 года на кафедре начата подготовка студентов по специальности «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные машины и оборудование». Стали разрабатываться новые научные направления, свя­занные с применением гидродинамических бесступен­чатых передач на транспортных машинах, а также гидрообъемных передач в механизмах поворота быстроходных гусеничных машин. Среди выпускников этого периода — начальник отде­ла перспективных разработок ВАЗа Н.М. Тазтдинов; на­чальник отдела трансмиссий ЧТЗ В.Н. Тимонин, руководитель полигона «АвтоВАЗа» В. Костяков.

В 1996 году кафедра была закрыта в связи с политическими изменениями в стране. Студенты специальностей «Многоцелевые гусеничные и колесные машины» и «Подъемно-транспортные, дорожные, строительные маши­ны и оборудование» в это время обучались на кафедре «Автомобили».

В октябре 2002 года на базе Государственного НИИ по промышленным тракторам (ГосНИИПТ)-ныне ОАО Научно-исследовательский институт автотракторной техники (ОАО НИИ АТТ) была образована новая кафедра «Специальных и дорожно-строительных машин», на которую передана подготовка по этим специальностям. Она стала преемницей одной из первых кафедр вуза. Заведующим кафедрой является Генеральный директор ОАО «НИИ Автотракторной техники», заслуженный машиностроитель РФ, профессор Бондарь Владимир Николаевич.

В 2010 году кафедре возвращено ее прежнее название «Колесные и гусеничные машины».

В 2012 году кафедра была объединена с кафедрой «Автомобили»

История кафедры «Автомобили»

Кафедра была организована в числе первых в 1943 году и называлась «Авто­мобили и сельскохозяйственные машины». Организатором и первым заведующим кафедрой был известный в стране специалист по тракторостроению профессор М.П. Сергеев, работавший ранее в Челябинском институте механизации и элек­трификации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ).

В 1951 году Челябинский механико-машиностроительный институт реоргани­зован в Челябинский политехнический институт. Заведовать кафедрой, которая стала называться «Автомобили», назначен к.т.н. Н.Ф. Струнников. Он активно стал расширять лабораторную базу и совершенствовать учебный процесс. С 1959 года кафедру возглавил к.т.н. С.С. Строев, работавший до этого на Горьковском автозаводе, где он занимался вездеходно-плавающими автомобилями. В то время на кафедре работали доценты В.А. Жестков, В.П. Копров и ст. преподаватель В.Ф. Шевченко. С именем С.С. Строева связаны основные этапы становления кафедры, расширения выпуска специалистов автотракторного про­филя, укрепления престижа специальности и подготовки выпускников, которые впоследствии стали работниками министерств, государственных комитетов, ди­ректорами и ведущими специалистами заводов, известными учеными вузов и на­учно-исследовательских институтов по автотракторостроению.

Большое внимание на кафедре тогда уделялось научной работе. Основными направлениями исследований были проходимость и нагруженность трансмиссии колесных машин, а также надежность несущих и тормозных систем прицепов. Ра­боты велись в основном с Уральским автомобильным заводом и Челябинским ма­шиностроительным заводом автотракторных прицепов (ЧМЗАП). В 1958 году вы­пускник кафедры В.А. Путин, под руководством доцента Строева, на­чал работы с Курганским автобусным заводом по использованию арочных шин для повышения проходимости перспективных моделей автобусов.

В 1962 году Строев открыл аспирантуру, был зачислен первый аспирант — Р.К. Галимзянов. В последующие годы стали аспирантами В.П. Беляев и Л.А. Черепа­нов. По окончании аспирантуры Р.К. Галимзянов и В.П. Беляев были оставлены на кафедре, где и сегодня работают доцентами, а Черепанов был приглашен на кафедру «Ав­томобили» Толья­ттинского политехнического института.

В 1965 году был введен в эксплуатацию второй учебный корпус. Автотрак­торный факультет переселился туда и значительно расширил учебную и лабора­торную базу. Аудитории и лаборатории пополнились современными моделями ав­томобилей «Урал», «ГАЗ», «Татра» и разрезами их механизмов и узлов, стендами и плакатами.

С.С. Строев, как заведующий кафедрой, большое внимание уделял повыше­нию уровня квалификации преподавателей и качеству подготовки специалистов. Именно при нем сложился квалифицированный костяк кафедры, поддерживающий до сих пор основные традиции.

Главный конструктор Челябинского тракторного завода, д.т.н., профессор И.С. Кавьяров возглавлял кафедру в 1977—1980 годах. Крупнейший специалист трак­торостроения, видный ученый и руководитель, И.С. Кавьяров сначала без отрыва от производства, а затем полностью отдавшись вузовской работе, будучи зав. ка­федрой, создал современное лабораторно-учебное оборудование по тракторным специализациям.

В 1981 году из МВТУ им. Н.Э. Баумана был приглашен д.т.н., профессор Н.К. Куликов. Опытный специалист и требовательный руководитель, Н.К. Куликов, как зав. кафедрой, направил свою деятельность на обновление учебно-ме­тодического потенциала. Под его руководством значительно пополнилась обеспе­ченность ка­федры соответствующей литературой.

С 1985 года кафедру возглавляет д.т.н., профессор Г.Д. Драгунов. С его при­ходом приобре­тены современные легковые и грузовые автомобили, колесные и гу­сеничные трак­торы. Под его руководством успешно ведется компьютеризация учебного процесса и внедрение современных средств обучения студентов.

Популярность специальности «Автомобиле- и тракторостроение» неизменно обеспечивает высокий конкурс среди абитуриентов, и, соответственно, на кафедру приходят наиболее подготовленные из них. В 2000 году кафедра начала прием на заочное отделение, и, таким образом, появилась возможность получения выпус­кающей специальности без отрыва от производства. Высокое качество подготовки специалистов определяет постоянную востребованность выпускников на различ­ных предприятиях страны.

Сотрудники кафедры ежегодно участвуют в научно-технических семинарах и конференциях, для повышения квалификации посещают веду­щие автотракторные заводы страны.

Основное научное направление кафедры — совершенствование конструкций автомобилей и тракторов, методов проектирования. Большие работы ведутся под руководством  профессора Г.Д. Драгунова по следующим направлениям: иссле­дование рабочих процессов в двигателях внутреннего сго­рания с высокоэнергети­ческим зажиганием горючей смеси, исследование нестан­дартных процессов дизе­лей  с газотурбинным и комбинированным наддувом. Под руководством доцента В.П. Беляева изучается нагруженность  трансмиссий авто­мобилей от воздействия двигателя и дороги. Системный анализ и САПР автомоби­лей и автопоездов прово­дится под руководством доцента Р.К. Галимзянова. Сило­вые установки специаль­ных транспортных средств, повышение их мощности за счет интенсификации про­цессов топливоподачи, газообмена и наддува — тема работ доцента А.В. Губарева.  Новое научное направление: исследование и синтез коробок передач с изменяемым межцентровым расстоянием открыто Г.Д. Драгуновым и явилось темой диссертационных работ ст. преподавателя Е.П. Гонтарева и группы аспирантов.  Работы по повышению тягово-сцепных свойств и совершенствованию конструктивных решений промышленных тракторов проводятся под началом профессора Б.Н. Пинигина. Исследованием проч­ностных и эксплуатационных ка­честв автомобильных и тракторных колес долгое время занимается профессор В.А. Путин. Конструктивные характе­ристики автомобилей, их дизайн и конъюнктура рынка автотранспортных средств — тема работ доцента А.Д. Рулевского. Анализ конструк­тивных параметров и способы ремонта автоматических коробок передач — работа доцента С.В. Федорова.

В настоящее время на кафедре работает 21 сотрудник. Среди преподавателей три профессора и 10 доцентов. Ими опубликовано 11 монографий, 520 учебно-ме­тодических пособий, получено 262 авторских свидетельства и патента РФ на изобретения, в том числе 70 изобретений сделано в соавторстве со студентами. Кафедра ведет подготовку инженеров на дневном, вечернем и заоч­ном отделениях. Обучается ежегодно более 500 студентов.

Кафедра располагает лабораториями, оснащенными современным оборудова­нием и компьютерной техникой для конструирования, расчетов и испы­таний автомобилей и тракторов, двигателей, их агрегатов и систем. В автопарке среди натурных образцов шесть легковых и три грузовых автомобиля различных моде­лей, два трактора и снегоболотоход «Урал».                        В учебном процессе используются ЭВМ, системы автоматизированного проектирования машин и механизмов, ком­пьютерные системы сбора, регистрации, накопления, анализа, обработки и хране­ния результатов проектирования и испытаний автотракторной техники, систем мо­делирования и исследований образцов.

Лаборатория «Моделирование ходовых систем тракторов», которую создал профессор Б.Н. Пинигин, оснащена уникальными моделями тракторов и устройст­вами для их исследования, которые защищены авторскими свидетельствами и па­тентами. В работе лаборатории активное участие принимают студенты — члены СКБ «Моделирование». По результатам исследований в лаборатории получено более 100 авторских свидетельств и патентов РФ на изобретения.

Отраслевая научно-исследовательская лаборатория транспортных дизелей (ОНИЛТД), которую организовал профессор Г.Д. Драгунов, занимается созданием нового семейства специальных транспортных дизелей. Ее разработки использу­ются при проектировании и производстве новых двигателей. Лаборатория обо­рудована комплексом приборов и устройств для всестороннего исследования раз­личных двигателей. Студенты принимают самое активное участие в исследова­тельских и доводочных работах по новым моделям силовых установок машин.

В лаборатории «Системы управления транспортных средств», которой руко­водит доцент В.В. Жестков, студенты осваивают методы разработки и инструмен­тального контроля антиблокировочных тормозных систем. Работа выполняется на современном оборудовании фирмы «WABCO standard Gmb H» и «ROBERT BOSCH Gmb H». Лаборатория оснащена локальной компьютерной сетью и имеет выход в Internet. Научными сотрудниками лаборатории с участием студентов разработана, изготовлена и прошла всесторонние испытания антиблокировочная система для прицепов, соответствующая современным требованиям. Лаборатория оснащена необходимыми измерительными приборами и устройствами, согласо­ванными с органами сертификации и метрологии, методиками для проведения сер­тификационных испытаний тормозов автотранспортных средств.

При кафедре, в соответствии с учебной программой подготовки рабочей профе­ссии, организованы курсы подготовки водителей автомобилей категории «В» и «ВС». Студенты одновременно с глубокой теоретической подготовкой получают профессию водителя и хорошие практические навыки по конструкции автомобиля, его обслуживанию и эксплуатации.

Кафедра постоянно проводит широкий комплекс научно-исследовательских работ по договорам с ведущими предприятиями и научно-исследовательскими ин­ститутами автомобильной и тракторной отраслей.

Значительный вклад кафедра внесла в формирование инженерных кадров Кам­ского и Ижевского автозаводов, где работают более 120 наших выпускников. Среди них главный конструктор «Ижмаш-Авто» А.К. Миллер, его заместитель А.С. Кондрашкин и другие.

На ЧТЗ сегодня трудятся более 300 выпускников кафедры. Среди них В.М. Платонов — генеральный директор предприятия, внешний управляющий, и многие другие.

Выпускники кафедры работают в ОАО «Уралавтоприцеп», с кото­рым кафедра имеет давние тесные связи, совместные. За 60 лет кафедрой подготовлено более 2 000 инженеров, которые работают, в основном, на предприятиях автотракторостроения и обслуживания автомобилей. Успешно трудятся они на предприятиях по производству и обслуживанию тракто­ров, дорожно-строительных машин, бронетранспортеров, мотоциклов, транспорт­ных комплексов, специальных и других машин. Среди них известные ученые, ру­ководители и главные специалисты научно-исследовательских институтов и КБ, предприятий, испытательных полигонов и станций. Выпускники работали и рабо­тают во всех уголках России и СНГ — от Белорусского автомобильного и Харьков­ского тракторного заводов до Омского машиностроительного, Павлодарского тракторного заводов и других предприятий Сибири и Дальнего Востока.

Только в ОАО «Автомобильный завод «Урал» работают более 100 выпускни­ков кафедры. Среди них немало руководителей и специалистов высокого ранга, в том числе генеральный директор В.Х. Корман. А.А. Романченко проработал почти четверть века главным конструктором этого предприятия. Под его руководством было спроектировано и поставлено на произ­водство более 40 моделей и модификаций автомобиля «Урал». Генеральный директор СП «Ивеко-УралАЗ» В.Л. Новик также выпускник нашей кафедры.

В годы становления Волжского автомобильного завода (1968—1976 годы) только для работы в управлении главного конструктора сюда были направлены более 80 выпускников кафедры, многие из которых стали высококвалифицирован­ными руководителями. В их числе В.А. Вильчик — президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ»; В.М. Акоев — директор на­учно-технического центра; В.Г. Калиниченко — начальник цеха сборки дви­гате­лей; начальники отделов и конструкторских бюро научно-технического центра А.К. Миллер, Н.Н. Савиновский, С.А. Самойлов  и многие другие.

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Генеральным директором этого предприятия ра­ботал Э.О. Нетт; И.А. Чайка — технический директор; П.Е. Литке был главным конструктором, техническим директором; В.В. Антонов — главный конструктор завода в настоящее время.

На Курганском заводе колесных тягачей работали и сегодня работают более 30 выпускни­ков кафедры. В разные годы они принимали участие в разработке и освое­нии мощных тягачей, предназначенных для труднодоступных рай­онов Крайнего Севера и Сибири, а также для обороны страны. Это заместители главного конструктора Ю.П. Дры­галов и А.В. Андрис; начальник конструкторского бюро В.А. Ляхов.

Более 70 выпускников кафедры стали докторами и кандидатами технических и экономических наук. Среди них И.В. Балабин, В.И. Барышев, Ю.В. Гинзбург, А.Ф. Дубровский, В.С. Раппопорт, Ю.В. Рождественский и другие. Профессора Б.Н. Пинигин, А.Ф. Савельев и другие удостоены звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации». На их счету более 120 изобретений. Десятки выпускников с учеными степенями и званиями ведут заня­тия на общеинженерных кафедрах ЮУрГУ и в других вузах страны.

Выпускниками кафедры являются главный инженер Курганского автобусного завода Ю.К. Сарафанов; коммерче­ский директор ОАО «Челябинский механический завод» Ю.П. Вагин. Часть  вы­пускников стали предпринимателями, трудятся в фирмах по ремонту, техобслужи­ванию, продаже автомобилей и запасных частей, являются владельцами частных фирм.

Кафедра, как одна из старейших, оказывала и оказывает учебно-методиче­скую помощь в становлении родственных кафедр вузов и подготовке для них на­учно-педагогических кадров во Владимире, Екатеринбурге, Тольятти, Кургане и других городах.

Немало выпускников кафедры заняты на государственной службе, занимают выборные посты. Среди них депутат Государственной думы В.К. Гартунг, депутат и один из руководителей Законодательного собрания Челябинской области Б.А. Мизрахи, первый зам. главы администрации Центрального района Челябинска Р.Х. Гибадулин, руководитель департамента службы занятости  населения Челябинской области Л.П. Шушарин и другие.

Кафедра активно участвует в учебно-методическом объединении (УМО) Рос­сийской Федерации по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». Доцент В.П. Беляев — ответственный в Методическом совете УМО за учебные программы дисциплин специальности «Автомобиле- и тракторостроение».

Одна из старейших кафедр вуза по-прежнему в числе лидеров в системе подготовки инженеров по этим специальностям.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.