Основные направления работы лаборатории:
- Общие трибологические исследования: моделирование трибосопряжений различных типов, исследование условий и ресурса их работы, получение экспериментальных данных для математического моделирования трибосопряжений и верификации расчетных моделей.
- Тестирование смазочных материалов.
- Исследования механизмов трения и трибологических свойств смазочных материалов.
- Исследование состава адсорбционных слоев, образуемых смазочными материалами на поверхности трибосопряжений; исследование продуктов трибохимических реакций.
- Исследования трибологических свойств конструкционных материалов.
- Диагностика состояния смазываемых узлов трения
- Диагностика состояния и ресурса работы смазочных материалов и рабочих жидкостей в узлах и агрегатах мобильной техники и промышленного оборудования.
Лаборатория триботехники укомплектована современным оборудованием, позволяющим выполнять исследования в области трибологии и триботехники, соответствующие мировому уровню в данной области.
В комплект входит следующее оборудование для исследования процессов трения, смазочных и конструкционных материалов трибосопряжений:
1. Машины трения УМТ 2166 и ИИ 5018, предназначенные для моделирования работы узлов трения различных типов. Конструкция данных машин позволяет исследовать закономерности параметров трения для различных смазочных и конструкционных материалов, а также моделировать конструкцию и параметры разнообразных узлов трения. Кроме того, имеется четырехшариковая машина трения ЧМТ для проведения испытаний по действующиму ГОСТ.
2. Наиболее современное оборудование для исследования физико-химических параметров смазочных материалов и их изменений в процессе трения.
Инфракрасный спектрометр-интерферометр Spectro FTIR Q410 Alpha позволяет получать ИК-спектры смазочных материлов с высоким разрешением и имеет программное обеспечение для расшифровки спектров. Прибор позволяет определять содержание функциональных компонентов масел по международным стандартам и изменение состава в ходе экспериментов или эксплуатации.
Автоматический титратор Titration Excellence T50 M Terminal позволяет с высокой точностью в заданном режиме измерять значение шелочного и кислотного числа и их изменения в результате трибомеханохимических процессов.
Ротационный вискозиметр Rheotest 4.1N позволяет измерять реологические параметры смазочных материалов в широком интервале температур.
Аппарат для измерения вязкости жидкостей TANNAS TBS 2100E позволяет измерять вязкость смазочных масел при высоких скоростях сдвига – до 3∙106 с-1 по стандарту SAE J300 и определять неньютоновские параметры жидкостей, обусловленные полимерными загустителями.
3. Оборудование для исследования процессов изнашивания конструкционных материалов.
Феррографическая лаборатория T2FM, укомплектованная электронными каталогами частиц износа и поисковой системой, позволяет устанавливать состав частиц износа и механизм изнешивания.
Анализатор загрязненности жидкостей гранулометрический ГРАН 152 предназначен для определения общего содержания продуктов износа. а также для определения классов чистоты жидкостей.
Профилограф-профилометр АБРИС предназначен для измерения профиля поверхности трибосопряжений.
Атомно-абсорбционный спектрометр А2, имеющий как пламенную, так и электротермическую схемы атомизации, позволяет с высокой точностью измерять содержание металлов в смазочных материалах – как входящих в состав присадок, так и продуктов износа конструкционных материалов.
Такое оборудование, как аппарат TANNAS TBS 2100E и инфракрасный спектрометр Spectro FTIR Q410 Alpha имеется в настоящее время в Российской Федерации в единичных экземплярах и превосходит возможности оборудования российских исследовательских и испытательных лабораторий. В частности, аппарат TANNAS TBS 2100E является наиболее совершенным оборудованием такого рода и, кроме основного назначения, предоставляет возможности для углубленных исследований микрореологических параметров смазочных масел.
Оборудование лаборатории используется при выполни научно-исследовательских работ, грантов Министерства образовании и науки, государственных заданий и научно-конструкторских разработок.
Российским Фондом Фундаментальных Исследований оказана финансовая поддержка двух научных проектов сотрудников кафедры Автомобильного транспорта по следующим направлениям:
- "Моделирование процессов в тонком смазочном слое тяжелонагруженных трибосопряжений в условиях различных режимов трения с учетом реологии смазочного материала и топографии контактирующих поверхностей", проект №16-08-00990, руководитель: доцент Гаврилов К.В.
- "Исследование влияния неизотермического течения неньютоновской жидкости в тонком слое, разделяющем движущиеся поверхности, на теплонапряженность и работоспособность трибосопряжения", проект № 16-08-01020, руководитель: проф. Задорожная Е.А.
По результатам двух лет выполнения проектов разработаны математические модели и методы, позволяющие выполнять расчетный анализ трибосопряжений широкого ряда механизмов и машин на новом качественном уровне. Основные результаты выполненных работ опубликованы в высокорейтинговых периодических изданиях, в т.ч., включенные в международные системы цитирования.