История

 


Гиля Эльевич
ПАЛЕЙ

Вячеслав Константинович
ТЕМНОВ

Александр Георгиевич
БУРГВИЦ

Владимир Иосифович
СЕДНЕВ

Зарождение кафедры гидравлики и гидропневмосистем началось в послевоенные годы в недрах Автотракторного факультета. В 1949 году на кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС) приступил к работе первый в институте штатный преподаватель по гидравлике и гидромашинам кандидат технических наук Г.Э. Палей, который приехал по распределению после окончания аспирантуры в МВТУ имени Н.Э. Баумана и успешной защиты кандидатской диссертации. Тогда же появилась созданная им первая учебная установка для проведения лабораторных работ. Развитие института, и прежде всего начало подготовки инженеров по водоснабжению и водоотведению на инженерно-строительном факультете, потребовало увеличения числа преподавателей-гидравликов. В 1955/56 учебном году сюда приехали кандидаты технических наук И.Н. Погребенный из Харькова и В.К. Темнов из Москвы. Молодые ученые сразу же приступили к созданию лабораторий гидравлики (В.К. Темнов) и лопастных гидромашин (И.Н. Погребенный). На заводах и в производственных мастерских института был спроектирован и изготовлен ряд уникальных установок, позволяющих проводить на высоком научно-методическом уровне циклы лабораторных работ по гидравлическим дисциплинам.

В 1960—80-е годы — период мощного развития отечественной авиации и космонавтики, энергетики, автомобильной и тракторной промышленности — задачи укрепления обороноспособности страны, повышения эффективности производственных процессов послужили стимулом интенсивного развертывания на кафедре научных исследований в области прикладной гидродинамики, гидромашин и гидроприводов, гидропневмоавтоматики.

В конце 1956 года гидравлики и теплотехники выделились из кафедры ДВС в самостоятельную кафедру, а в 1959 году разделились. Так появилась кафедра гидравлики и гидромашин. Ее первым заведующим был доцент Г.Э. Палей. С приходом выпускников ленинградских вузов Е.Ф. Ложкова (1958) и Н.Д. Кузьминой (1961) завершился первый этап становления кафедры. В самом начале 1960-х годов она располагала квалифицированными преподавателями, необходимой учебно-методической литературой и лабораторной базой, достаточной для обеспечения учебного процесса и ведения научно-исследовательских работ. Дальнейшее развитие кафедры происходило вместе с организацией подготовки инженеров по специальности «Гидропривод и гидропневмоавтоматика». По рекомендации МВТУ имени Н.Э. Баумана Министерство высшего образования поручило ЧПИ организовать подготовку инженеров по этой специальности.

В 1970 году на кафедре состоялся первый выпуск — 30 инженеров-специалистов по гидроприводу и гидропневмоавтоматике. Это облегчило формирование кадров преподавателей и научных сотрудников: из первого выпуска в состав кафедры вошел М.Е. Гойдо, ставший одним из ведущих доцентов. На различных этапах развития кафедры надежную кадровую опору составили выпускники по этой специальности: Е.К. Спиридонов, Ю.А. Староверов, Н.П. Ковалев, А.Ф. Данилейко, В.И. Лагода, С.Р. Сиврикова, Ю.Г. Прохасько, Л.С. Прохасько (Зубкова), А.А. Батурин, В.И. Форенталь, С.И. Смышляев, Р.М. Багаутдинов, Л.Б. Шнайдер, И.Ю. Арямнов, А.Б. Шпитов и другие. Многие из них защитили диссертации, некоторые продолжают работу на кафедре.

В 1973 году доцент Г.Э. Палей перешел на должность профессора кафедры, а заведующим кафедрой стал опытный ученый и педагог В.К. Темнов. Находясь на этой должности, профессор В.К. Темнов энергично занимался совершенствованием учебного процесса, научными исследованиями, подготовкой научно-педагогических кадров. В 1974 году на должность заведующего кафедрой был приглашен известный ученый в области гидродинамической теории смазки — доктор технических наук, профессор А.Г. Бургвиц. Он руководил кафедрой с 1974 по 1989 годы. Это был период интенсивного развития кафедры. Разрабатывался новый учебный план подготовки инженеров, отражавший новое, более расширенное содержание и название специальности: «Гидравлические машины, гидроприводы и гидропневмоавтоматика».

Таким образом, к середине 1980-х годов кафедра выросла в крупное образовательное и научное подразделение института с развитой учебно-исследовательской базой, вычислительным центром, большим объемом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых по договорам с предприятиями. Ежегодный набор студентов на выпускающую специальность достиг 75 человек. В 1989 году заведующим кафедрой был избран доцент Е.К. Спиридонов.

В 1992 году в штат кафедры был приглашен крупный ученый в области эксплуатации и надежности объемных гидромашин и гидроприводов — доктор технических наук, профессор В.И. Барышев, который в 1975-1985 годах работал на кафедре доцентом-совместителем. Он разработал цикл новых дисциплин по химмотологии и трибологии, существенно обновил дисциплины по объемным гидромашинам и передачам, надежности и диагностике гидромашин и гидроприводов, написал по этим дисциплинам учебные пособия, а также организовал цикл лабораторных работ по химмотологии рабочих жидкостей и масел, средствам обеспечения и контроля их промышленной чистоты.

В 1996 году Е.К. Спиридонов в ученом совете НПО «Гидромаш» (г. Москва) успешно защитил докторскую диссертацию по специальности «Гидромашины и гидропневмоагрегаты». В 2000 году под его руководством по этой же специальности защитили кандидатские диссертации доцент Л.С. Прохасько и аспирант А.В. Подзерко, в 2009 году аспиранты С.Б. Школин и А.А. Дурасов, а в 2013 соискатель Е. А.Гришина и аспирант                 А.Р. Исмагилов.

Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.