Археологи по костям домашних животных обнаружили необычные различия в культуре древних уральских рудокопов

Новое археологическое исследование Полины Анкушевой и доктора исторических наук Андрея Епимахова, заместителя директора Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ посвящено происхождению лошадей и овец, использованных древними рудокопами Урала в эпоху бронзы. Работа опубликована в международном журнале «Археология Евразийских степей», входящем во второй квартиль базы цитирования Scopus.

Для того, чтобы понять особенности быта «ископаемых» эпох, учёные исследуют не только останки человека, но и сопровождавших его домашних животных.

На этот раз предметом исследования стали домашние животные поселений рудокопов – речь идёт о древних рудниках Новотемирский и Воровская Яма, принадлежащих к алакульской культуре – то есть эпохе поздней бронзы на Южном Урале (XVII-XVI века до нашей эры). Оба поселения находятся на юге Урала, на расстоянии 80 километров друг от друга.

Основным методом анализа послужило соотношение изотопов стронция 87Sr/86Sr в костях домашних животных. Для каждой геолокации эта величина уникальна, и с её помощью можно проследить, откуда человек, корова или лошадь прибыли на Южный Урал.

По умолчанию считалось, что если поселения относятся к одной и той же культуре, одному и тому же времени и расположены в одном и том же регионе – то и их хозяйственный быт должен быть схож. Работа южноуральских археологов опровергает этот тезис.

Оказалось, что лошади и овцы, обнаруженные в Новотемирском поселении горняков, провели всю жизнь там же, где и появились на свет, не удаляясь более чем на 10-15 километров от рудника. А вот часть стада поселения Воровская Яма была пригнана на рудник за сто и более километров.

Самое простое объяснение: Новотемирский рудник находился в трёхстах метрах от реки, а путь на водопой от Воровской Ямы занимал несколько километров.

Основную массу населения Урало-Казахстанского региона в эпоху бронзы составляли оседлые скотоводы, так что не удивительно, что рудокопы из Воровской ямы отправляли часть добытой руды или отлитого металла на экспорт – в обмен на домашних животных или их мясо. У новотемирцев признаков межплеменных контактов зафиксировано не было.

Не исключено, что и сами «новотемирцы» были местного происхождения, а основатели рудника Воровская Яма прибыли издалека, чтобы заняться прибыльным делом. Возможно экспорт лошадей и овец был связан с особенностями технологии добычи руды в Воровской Яме. Впрочем, не исключено и то, что обмен и экспорт лошадей – дело местных кочевых групп.

На данный момент об этом можно только догадываться, пока же выводы археологов ЮУрГУ предостерегают от скоропалительных обобщений и экстраполяций. Не исключено, что разница в образе жизни рудокопов разных поселений приведёт к новым открытиям в сфере культуры Урало-казахстанских степей бронзового века.

Работа поддержана грантом Российского фонда научных исследований.

Текст Остап Давыдов
You are reporting a typo in the following text:
Simply click the "Send typo report" button to complete the report. You can also include a comment.