Елена Титова: «Студента нужно не убедить, а увлечь!»

В преддверии Дня преподавателя мы беседуем с Еленой Титовой, директором Юридического института ЮУрГУ.

– Елена Викторовна, ваша докторская диссертация посвящена конституционному праву, а точнее правомерному поведению в сфере конституционных отношений. Чем такое правовое поведение отличается от обычной законопослушности?

– Понятие правомерного проведения – одно из основополагающих в теории государства и права, что, в свою очередь, является «азбукой» правовой системы. Когда мы касаемся сферы конституционного права, а она неразрывно связана с политикой, стоит иметь в виду, что понятие правомерного в политике очень подвижно. То, что считалось правомерным в годы «революционной» Конституции РСФСР, не всегда совпадает с таковым в период «сталинской» или «хрущевской» Конституции, и тем более с категорией «правомерного» образца 1993 года, когда была принята действующая Конституция Российской Федерации. В своей диссертации я попыталась уточнить понятие правомерности, предложить тест на правомерность, изучить основные формы правомерного поведения: общественное участие, участие в управлении делами государства, гражданское участие. Главной целью было дать ответ на вопрос: как должен вести себя гражданин и как должно вести себя государство, чтобы Конституция исполнялась?

Активное гражданское общество, согласно его западной интерпретации, противопоставляет себя государству. В диссертации я пыталась доказать, что общественное участие как правомерное поведение должно быть основано на взаимодействия с государством, соучастии в государственных делах и сопричастности к принимаемым решениям. Государство будет сильным, а жизнь гражданского общества – качественной только тогда, когда они взаимодействуют. Задача государства – обеспечить сопричастность человека и общества в решении своих дел и вопросов.

Также в моей диссертации рассматривались аспекты правовой или конституционной психологии, предпринималась попытка соединить правомерное поведение с целями и ценностями, заложенными в российской Конституции.

– Как убедить студента в важности конституционного права?

– Это всё равно что убеждать студента-медика, к какой бы узкой врачебной специализации он ни относился, что сердце важно для жизни организма. Конституционное право – это юридическая система «жизнеобеспечения» человека, государства и общества, которая создает основу для всех других отраслей права и понимания основополагающих принципов правовых процессов.

Наша задача не убедить, а увлечь студента сферой конституционно-правового регулирования. К сожалению, сегодня государствоведение в почёте не у всех, и особенно у молодёжи. Это одно из последствий «информационной войны», в которую мы, увы, добровольно были вовлечены. Достаточно долго, методично, на разных уровнях (психологическом, понятийном) государство ставилось в роль «нерадивого слуги» и формировалось недоверие к нему: не позаботилось, не обеспечило, плохо выполнило свою задачу. Гражданин сегодня мало доверяет государству. А вот вопросом о степени собственной ответственности за свою жизнь и благополучие, выполнение обязательств перед государством и обществом, мы, увы, задаемся редко. Преодолеть эту негативную тенденцию в умах будущих юристов нам еще предстоит.

Переломные, трудные события, что происходит сейчас, в глобальном смысле, ведь направлены на то, чтобы мы вернули к себе уважение, как государство со своим суверенитетом, со своей идентичностью. Невозможно быть патриотом и не уважать государства. Поэтому задача всего нашего юридического образования и конституционно-правовой науки в том, чтобы у наших студентов сформировалось хорошее государственное мышление. Без государства не может быть ни благополучного гражданина, ни благополучного общества. Да, человек, его права и свободы – высшая ценность, но только государство способно обеспечить защиту такой ценности.

– Как отвратить студентов от правового нигилизма?

– Это очень важная задача, и в ее достижении значительная роль принадлежит нашим преподавателям. Ведь преподаватель несет аудитории то, чем наполнен он сам: знаниями, установками, представлениями. Студенты либо увлечены предметом, либо начинают испытывать скуку или даже отвращение к той или иной дисциплине. Через нас, педагогов, будущие специалисты либо влюбляются в предмет, либо проходят мимо него. Поэтому я искренне верю в талант нашего профессорско-преподавательского состава, потому что это высокие профессионалы своего дела.

– Елена Викторовна, что для вас хороший студент? Это ведь не просто дисциплинированный, выполняющий все задания?

– Конечно нет. Хороший студент – тот, которому интересно, кто мотивирован, прежде всего целями, связанными с будущей профессией. Он может что-то не выполнить, чего-то недоучить. Главное – пытливый ум и желание выходить за рамки университетской программы.

– А где больше таких мотивированных студентов? На бакалавриате или в магистратуре?

– Исходя из сложившейся системы юридического образования, «жемчужины» чаще всего находятся на бакалавриате и в специалитете. Девяносто процентов наших магистрантов – заочники. После бакалавриата практически все выпускники трудоустраиваются, и в магистратуре продолжают образование для дальнейшей карьеры в правоохранительных органах, во власти, в частных корпорациях, в адвокатском сообществе, в банковском секторе. Например, работать в судебной системе с образованием уровня «бакалавр» можно в качестве секретаря или помощника, а вот судьей – только с уровнем «магистр».

– Где трудоустроены выпускники Юридического института?

– Я полагаю, что перечисление всех сфер заняло бы много места в интервью. Наши выпускники в числе государственных служащих и политических деятелей; сотрудников правоохранительных органов, прокураторы и судебной системы всех уровней; банковского и корпоративного сектора; сотрудники правовых управлений IT-корпораций, известные в стране адвокаты, причем некоторые работают и за рубежом, сдав адвокатские экзамены по праву других стран. Я могу этот перечень продолжить.

– В Юридическом институте есть возможность продолжить образование и непрерывно повышать квалификацию?

– Университет и далее готов помогать выпускникам в получении новых знаний. У нас существует «Центр практической юриспруденции», где мы постоянно проводим практико-ориентированные семинары и курсы повышения квалификации. В числе лекторов лучшие специалисты в своей области! Хороший юрист всегда живёт интересами профессии. Законы постоянно меняются, возникают новые явления, такие как, например, цифровой рубль. Как я уже сказала, в наш Центр мы приглашаем лучших практиков региона, ведущих специалистов России, чтобы слушатели приобретали новые навыки и совершенствовали имеющиеся. Например, сейчас мы запускаем вместе с ПАО «Уралпромбанк» новый курс, который связан с цифровыми финансовыми активами и оборотом цифрового рубля. «Уралпромбанк» является членом ассоциации операторов информационных систем и операторов обмена цифровых финансовых активов (ЦФА). Кроме того, в Челябинской области есть кейс по выпуску цифровых облигаций. То есть мы в новом курсе дополнительного образования коснемся не только теории, которая ещё формируется, но и разбираем конкретные примеры.

– Что для вас идеальный преподаватель?

– Преподавание – это служение. Это не профессия, а миссия. Один из примеров такого служения – доктор исторических наук, профессор Галина Тимофеевна Камалова, она в Юридическом институте со дня его основания преподает историю государства и права России. Удивительной душевной красоты человек, любимый студентами профессор – она отметила недавно восьмидесятилетний юбилей. Всю жизнь Галина Тимофеевна посвятила преподаванию, и другого такого живого, пытливого, заинтересованного в студентах преподавателя еще поикать надо! Она приходит к ребятам на первый курс, и это как раз тот случай, когда студенты практически стопроцентно увлекаются предметом.

У нас, безусловно, замечательный преподавательский коллектив, и можно сказать много добрых слов о каждом, но Галина Тимофеевна – именно пример беззаветного служения делу, её живость ума, энергия не оставляют равнодушными никого и возвращаются благодарностью её учеников.

– Как юристам помогает метавселенная? Скептики утверждают, что это просто игра.

– То, что сегодня кажется кому-то игрой, завтра может оказаться частью реальности. Четверть века назад мы пугались присвоения ИНН, а теперь у подавляющего большинства граждан на сервисе «Госуслуги» по сути есть «аватар», содержащий полный набор данных о них. Метавселенная – уже сегодня это бизнес, привлекающий значительные средства. А как известно, там, где деньги, уже идет игра по-крупному и по-настоящему. В юриспруденции сейчас много исследований, посвященных правовому регулирования действий в виртуальном пространстве, именованном «Метавселенной». И в нашем Юридическом институте в том числе есть такие разработки.

– Какие конкурсы проводятся в ЮУрГУ для выявления молодых юридических талантов? Что такое «муткорт»?

– Муткорт (от англ. moot court – игровой суд) – это общепринятое название для соревнований и конкурсов, преимущественно студенческих, моделирующих рассмотрение дела. В рамках конкурса студенту предоставляется возможность разработать правовую позицию на основе предложенной фабулы и представить ее перед судьями или арбитрами. Участвуя в муткортах, будущие юристы учатся анализировать широкий круг проблем, получают навыки поиска необходимых источников для аргументации своей позиции, отрабатывают и улучшают навыки ораторского искусства.

Юридический институт уже четвертый год проводит муткорт имени выдающегося ученого, основателя юридического образования в Южно-Уральском государственном университете, доктора юридических наук, профессора Юрия Даниловича Лившица. Наш муткорт по уголовному процессу так и называется «Livschietz Moot Court». За несколько лет он приобрел невероятную популярность среди студентов по всей России. В прошлом году в финале соревновались студенты из Высшей школы экономики (г. Москва и г. Санкт-Петербург), СПбГУ, ДВФУ и УрФУ. Сильнейшие команды из топовых вузов. Наша команда, увы, в финал не вышла. Не всегда хозяевам-челябинцам удаётся добыть призовые места, но конкурс обязательно служит для них мощнейшим стимулом совершенствования в профессии.

Остап Давыдов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.