Институт медиа и социально-гуманитарных наук: гуманитарное образование в цифровую эпоху

Современный век характеризуется быстро меняющимися тенденциями, развитием индустрии и техники, внедрением цифровых технологий во все сферы жизни человека. Какое место занимает гуманитарное знание в системе современных наук? На этот вопрос с легкостью находятся ответы в Институте медиа и социально-гуманитарных наук, который осуществляет подготовку специалистов в области PR (public relations) и рекламы, универсальных журналистов, филологов, историков, социологов, теологов и искусствоведов.

Выпускники института смогут реализовать себя в таких сферах деятельности, как медийный, рекламный и PR-бизнес, digital culture, социальный инжиниринг, социальная аналитика, история, создание и экспертиза текстов, религия, культура и искусство, организация выставочной деятельности, теле-, радио- и интернет-журналистика и др. Все выпускники владеют цифровыми компетенциями в рамках избранных профессий, что является безусловным преимуществом на рынке труда. Также выпускники ИМСГН обладают широким кругом устойчивых Soft skills – «надпрофессиональных» навыков, которые позволяют быстро решать коммуникативные задачи, работать в команде, организовывать проекты и руководить ими.

«Умение применять универсальные компетенции в области современного гуманитарного знания на практике, погружение в научную и профессиональную среду, обучение с использованием современной лабораторной базы и с возможностями проектного обучения обеспечивают выпускникам института успешную карьеру и востребованность на рынке труда», — отмечает директор ИМСГН, профессор, д.ф.н., Лидия Лободенко.

Стратегическое направление ИМСГН – цифровая трансформация медиа и социально-гуманитарной сферы под влиянием факторов глобального и национального характера. При этом основные направления деятельности – образование, наука и инновации – развиваются в координатах международного признания ЮУрГУ. Реализация образовательной и научно-исследовательской деятельности в ИМСГН сегодня осуществляется на базе 6 кафедр («Журналистика, реклама и связи с общественностью», «Русский язык и литература», «Отечественная и зарубежная история», «Теология, культура и искусство», «Социология», «Философия») и 5 научно-образовательных центров. При этом 82% научно-педагогических работников ИМСГН имеют ученую степень доктора или кандидата наук.

В институте реализуется современная модель образования, которая подразумевает возможность прохождения трех ступеней – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В 2022 году в ИМСГН открыт набор по новым программам магистратуры: 42.04.01 Реклама и связи с общественностью («Стратегические коммуникации и брендинг»), 48.04.01 Теология («Теологические проблемы православной культуры»).

 

Элитное и проектное обучение

В ИМСГН реализуются программы элитной и проектной подготовки. Это уникальное преимущество гуманитариев ЮУрГУ. С первого курса студентам предоставляется возможность участвовать в междисциплинарных проектах, работать в контакте с крупными заказчиками, получать знания сразу в нескольких областях, необходимых для реализации учебных и научных проектов, прослушать помимо основной программы, современные учебные онлайн-курсы.

Институт в рамках проектного обучения реализует несколько программ, каждая из которых становится площадкой для решения приоритетных научных задач, например, Международный журналистский проект «Fakecheck.ru», проект маркетинговых коммуникаций «Enterprise Promotion», трансмедийный образовательный проект «Университет в трансмедийном эфире», курс «VR-журналистика», проект «Виртуальный музей писателей Южного Урала».

Лабораторно-техническая база

В обучении современного гуманитария в ИМСГН используются новейшие технологии и оборудование, отвечающее требованиям времени, работодателей и сферы профессиональной деятельности.

В институте медиа и социально-гуманитарных наук функционируют международные научные лаборатории миграционных исследований и лаборатория виртуальной реальности, научно-образовательные центры евразийских исследований, практической и прикладной философии, НОЦ «Культурно-исторические исследования», НОЦ «Актуальные проблемы истории и теории культуры», НОЦ «Нейромаркетинговые технологии».

В ходе практической подготовки студентов используются учебные лаборатории и образовательные площадки: лаборатория социальных рекламных и PR-проектов, лаборатория экспериментальной археологии, лаборатория социологических и маркетинговых исследований, лаборатория цифровой филологии, лаборатория нейромаркетинга и коммуникационных исследований, художественный музей ЮУрГУ, информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», музейно-выставочный комплекс «Народы и технологии Урала».

Практические навыки в области универсальной журналистки, медиапланирования, проведения креативных PR-кампаний, студенты получают, работая в трансмедийном комплексе, объединяющем несколько уникальных площадок: телерадиокомпанию «ЮУрГУ-ТВ», лабораторию виртуальной реальности, студию «Радио ЮУрГУ», продакшн-фотостудию, «360-градусный мультимедийный ньюсрум», интернет-портал «Newsroom Digital», газету «SMART-Университет».

Современная лабораторная база позволяет студентам на новейшем оборудовании, отвечающем мировым стандартам, освоить основы трансмедийной журналистики, проведения креативных PR-кампаний, организации исторических, археологических, социологических, филологических исследований, научиться разбираться в философских доктринах и теологии.

Научно-исследовательская работа

Научная деятельность ИМСГН связана с прорывными направлениями развития университета в области экосреды, здоровья человека, цифровой грамотности и др. Каждое подразделение института принимает активное участие в развитии научных идей. Прорывные темы исследований, реализуемые кафедрой философии, лежат в области цифровой антропологии; кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью разрабатывает тему «Цифровые коммуникации и технологии в эпоху искусственного интеллекта: VR, AR, нейромаркетинг»; кафедра русского языка и литературы занимается изучением методологии цифрового исследования текста и медиатекста; кафедра социологии исследует межэтнические и межконфессиональные отношения в Челябинской области; кафедра отечественной и зарубежной истории уделяет особое внимание вопросам миграции в исторической ретроспективе и разработке новых подходов и технологий работы с прошлым в цифровую эпоху; кафедра теологии, культуры и искусства занимается проблемой становления и сохранения национальной идентичности в культуре России в ходе государственного строительства и модернизационных процессов XVI-XVIII вв..

Актуальность научных исследований кафедр подтверждается полученными грантами и хоздоговорами. В 2021–2022 учебном году в ИМСГН реализовывалось 13 грантов и 2 хоздоговора. В том числе 7 заявок на гранты победило в 2022 г.

Важным достижением в прошедшем учебном году является получение Свидетельства о регистрации базы данных по проекту кафедры философии «Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020» (рук. С.В. Борисов).

Преподаватели института имеют публикации в рейтинговых журналах Scopus и WoS, также 2 статьи доктора исторических наук, зам. директора по научной работе Епимахова А.В. были опубликованы в одном из самых авторитетных научных журналов «Nature».

В ИМСГН активно издаются монографии и учебные пособия, содержащие развернутые сведения о важнейших научных исследованиях. Так, в декабре 2021 г. в конкурсе Национальной ассоциации исследователей массмедиа (МГУ им. М.В. Ломоносова) победила коллективная монография «Экосистема медиа: цифровые модификации» (Лободенко Л.К., Шестеркина Л.П.).

Преподаватели института интегрированы в мировое научное сообщество, регулярно участвуют в международных конференциях, публикуют результаты исследований в сборниках тезисов, материалов докладов. При этом доля международных конференций составляет более 60%.

Международное сотрудничество

Это одно из важных направлений деятельности ИМСГН. Оно обеспечивает более тесную интеграцию с международным образовательным сообществом, дает возможности ускоренного развития и конкурентных преимуществ выпускника, обеспечивает признание института как активного участника мирового научно-образовательного процесса, повышает международный авторитет института, его признание ассоциациями и органами образования различных стран.

ИМСГН сотрудничает с международными ассоциациями, ведущими российскими и зарубежными вузами и преподавателями, осуществляет совместно с зарубежными партнерами научные, творческие и образовательные проекты, участвует в международных конференциях, создает научные лаборатории и научно-образовательные центры, разрабатывает образовательные программы на английском языке.

Наиболее масштабным событием прошедшего учебного года стал Международный научный культурно-образовательный форум «ЕВРАЗИЯ–2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации», объединивший более 8500 участников из 25 стран. Форум проходил при поддержке губернатора Челябинской области Алексея Текслера. Учредителями форума стали Правительство Челябинской области, Министерство образования и науки Челябинской области и Министерство культуры региона. Среди организаторов – Российское профессорское собрание, Ассамблея народов Евразии, Совет ректоров вузов Челябинской области. Форум объединил гостей на 14 тематических площадках девяти крупнейших вузов региона в Челябинске, Магнитогорске и Миассе.

С 2016 года кафедра «Журналистика, реклама и связи с общественностью» представляет ЮУрГУ в Европейской ассоциации журналистского образования, которая объединяет около 70 ведущих журналистских школ Европы. Постоянными партнерами кафедры являются Национальная ассоциация исследователей масс-медиа (НАММИ), Международный пресс-клуб, Ассоциация преподавателей по связям с общественностью (АПСО).

В октябре 2021 г. состоялся Международный онлайн-круглый стол ЮНЕСКО, Всемирного конгресса по журналистскому образованию, Европейской Ассоциации журналистского образования, ЮУрГУ «Журналистское образование в эпоху социальных сетей и искусственного интеллекта: цифровые технологии и нравственные ценности» (рук. Л.П. Шестеркина). Докладчики и участники – представители 70 ведущих журналистских школ Европы и России.

В 2021–2023 гг. реализуется международный исследовательский проект «Cities. Building. Culture. Architectural Heritage in Postsoviet Urban Development» (грант Федерального министерства образования и науки ФРГ, 2021–2023 гг.). Проект объединяет научные группы Германии (Технологический университет Карлсруэ, Рейнско-Вестфальский технический университет Ахена, и Лейбниц-институт истории и культуры Восточной Европы) и России (ВШЭ, УрГЭУ). Партнер от ЮУрГУ – старший научный сотрудник Конышева Е.В.

С 2016 года кафедрой философии реализуется международное научное направление «Философская практика» на российской почве. Ее успешность была подтверждена грантовой поддержкой фонда РФФИ фундаментального научно-исследовательского проекта кафедры (на 2017–2019 гг.) и избранием в Мехико в июне 2018 г. России в качестве площадки для проведения XVI Международной конференции по философской практике в 2020 и 2021 гг.

Благодаря тесному взаимодействию с ведущими зарубежными и российскими научными и образовательными центрами, университетами, а также профессиональными ассоциациями в Институте медиа и социально-гуманитарных наук созданы условия для реализации актуальных и значимых проектов.

Социальные и культурные проекты

Кафедры ИМСГН занимаются разработкой проектов, имеющих широкий социальный отклик. Проекты направлены на популяризацию науки и культуры, решение важных социальных проблем.

К наиболее значимым проектам института в 2021-2022 учебном году можно отнести:

  • Создание научно-популярного фильма «Колесница времени» об Аркаиме и синташтинской колеснице, в рамках грантов РФФИ и Губернатора Челябинской области. Руководитель проекта – зав. лабораторией экспериментальной археологии НОЦЕИ ИМСГН И.А. Семьян, участники – проф. А.В. Епимахов и И.В. Чечушков;
  • Лаборатория миграционных исследований осуществляет мониторинг межэтнических отношений в регионе в рамках Распределенного научного центра межнациональных и межрелигиозных проблем (РНЦ) и Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN);
  • В Зале искусств ЮУрГУ подготовлено и проведено 10 выставок (рук. Н.П. Парфентьева, Н.В. Парфентьев, А.В Разуев). Наиболее значимые: выставка скульптуры Народного художника России В. Авакяна «В искусстве –ЖИЗНЬ!»; выставка фарфора Е. Щетинкиной «Евразийская грань искусства»; «ЦифроАрт»: Виртуальный континент креативности»;
  • Преподавателями кафедры философии разработан творческий набор для создания детской эко-игрушки «Животные Красной книги Челябинской области» из вторичных материалов (вторично-переработанной бумаги)» (победитель конкурса «Эко-проектор» фонда Зелёный город, ПАО «Мечел);
  • Реализован Междисциплинарный проект «Адаптационный чат-бот для иностранных студентов «Сократ-2022»» (победитель конкурса грантов Президента РФ от НКО, рук. С.В. Борисов);
  • Создание цифровых научно–просветительских проектов – «Челябинск: историческая реконструкция» (рук. О.Ю. Никонова), «Виртуальный музей писателей Южного Урала» (рук. Т.Ф. Семьян) и др.

Таким образом, сегодня в ИМСГН ЮУрГУ можно получить классическое гуманитарное образование, гармонично сочетающееся с цифровыми компетенциями, что отвечает вызовам и задачам нового времени.

 

Наличие бюджетных мест в 2022 г.

Бакалавриат:

  • Журналистика – 6
  • Реклама и связи с общественностью – 6
  • Филология – 8
  • Социология – 25
  • История – 21

 

Магистратура очная:

  • Филология – 14
  • История – 8
Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.