Современные теории регионального развития

Цели и задачи дисциплины
Цель – развитие профессионального мышления и овладение аспирантами знаниями о современных научных школах и теориях, сущностных основах экономики регионов и методологии их исследования, приобретении практических навыков в разработке экономических, стратегических программ регионального развития производительных сил, определяющих совершенствование территориальной организации хозяйства страны и ориентированных на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения. Задачи: - сформировать у аспирантов и соискателей теоретические знания в области региональной экономики и видение практических проблем и дискуссионных вопросов в сфере территориальной организации хозяйства и управления процессами регионального развития; - познакомить с объектами региональных исследований, современными теориями пространственной и региональной экономики, методами изучения территориальных социально-экономических систем и их взаимодействия, важнейшими факторами регионального развития; - сформировать представление о закономерностях и особенностях функционирования экономики РФ как системы взаимодействующих регионов; - рассмотреть современные механизмы и направления осуществления региональной политики в России и за рубежом.
Краткое содержание дисциплины
Теоретические и методологические основы региональной экономики. Структура теорий региональной экономики: общие экономические теории (теории общего экономического равновесия, экономического воспроизводства, экономического роста и др.); теории развития региона; теории межрегиональных экономических отношений; теории размещения. Зарубежные научные школы и их теории. Первые теории размещения производства (теории «штандорта»): теория сельскохозяйственного штандорта (местоположения) Й. Тюнена; рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта; теория промышленного штандорта А. Вебера. Теория центральных мест. Теории (концепции) взаимодействия центра (ядра) и периферии. Региональные рынки и пространственная теория цены. Теории региональной специализации и межрегиональной торговли: теории абсолютных и сравнительных преимуществ А. Смита и Д. Рикардо. Общая теория размещения: три основных направления. Учение о пространственной организации хозяйства А. Леша. Отечественная школа региональных экономических исследований. Российские ученые-регионалисты. Основные направления исследований: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил; теория экономического районирования и образования региональных комплексов. Теория формирования территориально-производственных комплексов. Методы планирования и регулирования территориального и регионального развития. Интеграция региональной экономики в мировую науку. Методы и инструментарий региональных экономических исследований; проблемы региональных экономических измерений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-11.1 способностью применять теорию и методологию фундаментальных и прикладных исследований в области региональной экономики с целью системной диагностики региональных проблем и ситуаций, исследования традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем
  • ПК-11.2 способностью оценивать роль региона в национальной экономике; производственную специализацию регионов; экономическую структуру в пространственном аспекте, закономерности ее трансформации; структурную политику и структурную перестройку
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.