- Цели и задачи дисциплины
- Цель: Показать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность современного развития наук о физической культуре и спорте, возникающих в них научных проблемах в настоящее время, в контексте основополагающих тенденций развития науки как целостной системы. Задачи: - Создать методологические предпосылки к пониманию важности интеграции научного знания о физической культуре и спорте на основе выявления обобщенной периодизации истории науки о физическом воспитании, раскрытия эволюции основных этапов и направлений развития и исследования физической культуры и спорта - Периодизации истории науки о физическом воспитании, раскрытия эволюции основных этапов и направлений развития и исследования физической культуры и спорта в нашей стране. - Обосновать важность использования системного подхода как методологической ориентации исследований в сфере физической культуры для осмысления ее интегративной сущности и построения современной теории. - Раскрыть сущность взаимосвязи базовых концепций философско-культурологического уровня методологии и основополагающих социокультурных концепций физической культуры для обоснования смены парадигм теоретического знания в ее сфере. - Показать непреходящую роль идей П.Ф. Лесгафта о физическом образовании для формирования современной теории физической культуры в контексте модернизации физкультурного образования. - Определить основные концептуально-методологические подходы к формированию и перспективам развития современной теории физической культуры на основе анализа некоторых итогов ее построения. - Выявить теоретико-методологические направления совершенствования функционирования физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труде, досуге), на основе учета общих тенденций их развития в современный период. - Наметить основные современные социокультурные проблемы науки о физической культуре в нашей стране, требующие углубленного исследования для понимания ее развивающейся сущности и формирования теорий разной степени общности. - Вычленить главные теоретико-методологические, методические и практические современные проблемы наук в сфере физической культуры и спорта и обсудить пути их эффективного решения.
- Краткое содержание дисциплины
- Современные интегративные проблемы науки о физической культуре и спорте, требующие предельно целостного объединенного подхода. Новые научно-прикладные проблемы модернизации системы физической культуры и спорта, возникшие в стране в связи с происходящими обще социальными преобразованиями. Значимость научно-прикладных разработок по модернизации программно-нормативных основ системы физической культуры и спорта. Значение теории деятельности и поэтапного ее формирования для решения проблем оптимизации процесса обучения двигательным действиям. Современные аспекты проблемы научно-прикладных разработок, направленных на взаимосвязанное усиление оздоровительного эффекта физкультурной двигательной деятельности и других факторов оздоровления.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-7 Способен обобщать и внедрять в практическую работу российский и зарубежный опыт по развитию физической культуры и массового спорта
- ОПК-8 Способен проводить научные исследования по разрешению проблемных ситуаций в области физической культуры и спорта с использованием современных методов исследования, в том числе из смежных областей знаний
- УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
- Образование
- Учебный план 49.04.01, 2025, (2.0), Физическая культура
- Современные проблемы наук о физической культуре и спорте