Русская литература XIX века

Цели и задачи дисциплины
Цель курса – формирование исторически корректного представления о закономерностях и особенностях развития русской литературы XIX века, о ее значении в мировой художественной культуре, формирование профессиональных компетенций современного филолога, способного свободно ориентироваться в специфике национального литературного процесса, системно анализировать художественные явления, владеющего методикой поиска и систематизации информации; освоившего способы и виды комплексного анализа и интерпретации литературных произведений в их неразрывной связи с эстетическими тенденциями эпохи Задачи: 1) познакомить с историей русской литературы XIX века, сформулировать, изучить и закрепить основные положения и концепции в области истории отечественной литературы рубежа XIX-XX вв. ; 2) научить грамотно анализировать произведения русской художественной литературы в аспекте диалога искусств и культур, в социокультурном контексте, с позиций синхронии и диахронии национального литературного процесса; 3) исследовать жанрово-стилевые характеристики произведений русской литературы XIX века и рубежа XIX-XX вв. в контексте развития мировой литературы и искусства.
Краткое содержание дисциплины
"Золотой век" русской литературы. Общая характеристика литературного процесса XIX века. Поэзия второй половины XIX века. «Критический реализм» в русской литературе XIX века. Русский реалистический роман. Творчество И. С. Тургенева. Творчество И. А. Гончарова. Творчество Н. С. Лескова. Творчество А. Островского в контексте специфики русской социально-психологической драмы. Художественные открытия Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Творчество В. Короленко и В. Гаршина. Литературный процесс рубежа веков: общая характеристика, представители, обновление русской религиозно-философской мысли, сосуществование и взаимовлияние классического и неклассического типов культур. Творчество А. П. Чехова как переходное явление от классических традиций XIX в. к новым принципам изображения мира, принятым в ХХ веке. Место и значение в литературном процессе эпохи традиций Л. Толстого и Ф. Достоевского. Реалистическая традиция начала ХХ в., новые тенденции в реализме: творчество В. В. Вересаева (1867 – 1945), А. Н. Толстого (1883 – 1945), А. С. Серафимовича (1863 – 1949), И. С. Шмелева (1873 – 1950). "Новокрестьянская" поэзия 1910-х гг.: Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Пролетарская поэзия 1910-е гг.: стихи Д. Бедного, В. Александровского, А. Гостьева, И. Садовского и др. Сатирическая проза 1910-х гг.: журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Писатели-«сатириконцы»: Саша Черный, Н. Тэффи, А. Аверченко. Товрчество А. И. Куприна (1870 – 1938). Особенности реализма И. А. Бунина (1870 – 1953). Дооктябрьское творчество М. Горького (1868 – 1936). Поэзия Серебряного века: эстетика и философские основы символизма, творчество А. Блока (1880 – 1921); акмеизм, творчество М. Кузмина (1872 - 1936), Н. Гумилева (1886 - 1921); своеобразие ранней лирики О. Мандельштама (1891 - 1938), творчество А. А. Ахматовой (1889 – 1966); футуризм, творчество И. Северянина (1887 - 1941), В. Хлебникова (1885 - 1922), дооктябрьское творчество В. Маяковского (1893 – 1930). Дооктябрьское творчество М. Цветаевой (1890 – 1941). Возникновение теории «неореализма». Индивидуальное проявление его в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова. Лирико-романтический импрессионизм Б. Зайцева (1881 – 1972).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-3 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре
  • ОПК-4 Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.