Русская литература рубежа XIX-XX веков

Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины - формирование профессиональных компетенций современного филолога, способного свободно ориентироваться в специфике национального литературного процесса, системно анализировать художественные явления, владеющего методикой поиска и систематизации информации; освоившего способы и виды комплексного анализа и интерпретации литературных произведений в их неразрывной связи с эстетическими тенденциями эпохи Задачи: 1. Сформулировать, изучить и закрепить основные положения и концепции в области истории отечественной литературы рубежа XIX - XX вв. 2. Исследовать жанрово-стилевые характеристики произведений русской литературы рубежа XIX - XX вв. в контексте развития мировой литературы и искусства. 3. Научить анализу и интерпретации произведений отечественной литературы, созданных на рубеже XIX - XX вв. в рамках классического и неклассического типов культуры, с позиций синхронии и диахронии национального литературного процесса..
Краткое содержание дисциплины
Литературный процесс рубежа веков: общаяхарактеристика, представители, обновление русской религиозно-философской мысли, сосуществование и взаимовлияние классического и неклассического типов культур. Творчество А. П. Чехова как переходное явление от классических традиций XIX в. к новым принципам изображения мира, принятым в ХХ веке. Место и значение в литературном процессе эпохи традиций Л. Толстого и Ф. Достоевского. Реалистическая традиция начала ХХ в., новые тенденции в реализме: творчество В. В. Вересаева (1867 – 1945), А. Н. Толстого (1883 – 1945), А. С. Серафимовича (1863 – 1949), И. С. Шмелева (1873 – 1950). "Новокрестьянская" поэзия 1910-х гг.: Творчество С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина, А. Ширяевца, П. Карпова, А. Ганина, П. Орешина. Пролетарская поэзия 1910-е гг.: стихи Д. Бедного, В. Александровского, А. Гостьева, И. Садовского и др. Сатирическая проза 1910-х гг.: журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Писатели-«сатириконцы»: Саша Черный, Н. Тэффи, А. Аверченко. Товрчество А. И. Куприна (1870 – 1938). Особенности реализма И. А. Бунина (1870 – 1953). Дооктябрьское творчество М. Горького (1868 – 1936). Поэзия Серебряного века: эстетика и философские основы символизма, творчество А. Блока (1880 – 1921); акмеизм, творчество М. Кузмина (1872 - 1936), Н. Гумилева (1886 - 1921); своеобразие ранней лирики О. Мандельштама (1891 - 1938), творчество А. А. Ахматовой (1889 – 1966); футуризм, творчество И. Северянина (1887 - 1941), В. Хлебникова (1885 - 1922), дооктябрьское творчество В. Маяковского (1893 – 1930). Дооктябрьское творчество М. Цветаевой (1890 – 1941). Возникновение теории «неореализма». Индивидуальное проявление его в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова. Лирико-романтический импрессионизм Б. Зайцева (1881 – 1972).
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-3 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре
  • ОПК-4 Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.