- Цели и задачи дисциплины
- Целью данного курса является формирование у студентов умений и навыков разработки научного проекта, предусматривающего проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в области социально-гуманитарных наук; экспертизы его эффективности, жизнеспособности и управления. Задачи курса: - овладение базовыми умениями и навыками разработки научного проекта; - овладение технологиями организации и методики оценки эффективности и жизнеспособности научного проекта; - овладение методиками управления научным проектом.
- Краткое содержание дисциплины
- Заполнение заявки. Ресурсы и правила планирования научного проекта. Этапы проектирования научного проекта. Обоснование актуальности проекта. Постановка цели и задач проекта. Целевая аудитория проекта. Методы коллективной работы над проектом. Мозговая атака. Метод синектики. Деловая игра. Метод фокальных объектов. Метод создания сценариев. Метод контрольных вопросов. Оценка результативности проекта. Источник финансирования проекта. Бюджет проекта. Схема управления проектом. Структуры управления проектом. Кадровое обеспечение. Оценка рисков реализации проекта. Контроль и завершение работ по проектной деятельности. Экспертиза проекта. Проектирование как способ опережающего отражения действительности и форма выражения прогностической функции управления. Виды проектирования. Сущность научного проекта и технология реализации проектов. Принципы проектной деятельности. Характеристика различных видов технологий достижения целей проектирования. Жизненный цикл проекта. Участники проекта. Структура текстового описания проекта. Рождение замысла проекта. Самоанализ. Концепция проекта. Актуальность проекта. «Дерево проблем». Цель проекта. «Дерево целей». Проблемно-целевой ромб. Задачи проекта. Содержание работы. Обоснование проекта. Ожидаемые последствия. Жизнеспособность проекта. Планирование проекта. Правила места, последствий, ресурсов и времени. Способы планирования. Составление бюджета. Окончательная форма проекта как текста. Окончательная форма проекта как текста. Презентация проекта. Характеристика различных видов стратегий достижения целей проектной деятельности. Цели, задачи и особенности коллективной работы над проектом. Создание команды проекта. Использование методов проектирования для активизации инновационного потенциала группы и формирования команды проекта. Требования к научно разработанным проектам. Верификация проектов. Пути повышения эффективности проектной деятельности. Метод оценки проекта на основе «опросной модели». Понятие экспертизы проектной деятельности. Цели и задачи экспертизы. Организация социальной экспертизы. Модели экспертизы: рецензия, мониторинг. Создание экспертных систем. Итоги экспертизы. Форма представления экспертизы. Эффективность экспертизы. Междисциплинарный характер проектной деятельности и прогнозирования как научных методов исследования социальных процессов и структур. Общая характеристика и классификация методов прогнозирования. Поисковый и нормативный прогноз (проблемно–целевой). Основные методологические принципы социального прогнозирования. Методы и принципы прогнозирования в волонтерской деятельности. Сложные и оперативные методы. Многообразие методик прогностических исследований. Технология прогнозных разработок социальных процессов.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
- Образование
- Учебный план 39.03.01, 2025, (4.0), Социология
- Проектная деятельность