История мировой литературы

Цели и задачи дисциплины
Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов представлениео мировом художественном процессе в целом, систему знаний о мировой литературе и о литературах разных стран с античности до современности. Задачи: — выявить основные тенденции развития мировой литературы; — представить творчество крупнейших авторов и их важнейшие произведения в историческом контексте; — сформировать представление о литературах разных стран и истории их развития, с опорой на ведущие тенденции и творчество наиболее известных авторов.
Краткое содержание дисциплины
Искусство как явление культуры. Понятие культуры и искусства. Виды искусства, их специфика. Понятие жанра в литературе. Первобытное искусство. Специфика мировоззрения древнего человека. Скульптура, наскальные росписи, фольклор. Религиозный характер искусства. Искусство и литература Древней Греции. Общая характеристика эпохи. Особенности мифологии, ее значение. Сложение жанровой системы эпоса, лирики и драмы. Искусство и литература Древнего Рима. Периодизация. Роль греческой культуры в развитии искусства Древнего Рима. Отличие мировоззрения древних римлян от эллинов. Специфика мифологии. История и литература Древнего Востока. Периодизация, специфика мифологии, основные авторы. Западноевропейское Средневековье. Историко-географические рамки. Влияние на христианскую архитектуру традиций искусства варварских племен и античности. Сложение первого общеевропейского стиля. Черты романского (норманнского) стиля. Готика как переходный стиль от религиозного искусства к светскому. Книжная миниатюра. Литература средневековья: героический эпос, рыцарская литература (лирические и эпические жанры), городская литература (жанровая система). «Божественная комедия» Данте как произведение переходного периода. Искусство западноевропейского Возрождения. Южное и северное Возрождение. Проблема периодизации. Исторические причины слома средневекового мировоззрения. Гуманизм. Южное Возрождение в живописи, архитектуре, скульптуре. Раннее Возрождение: Джотто, Мазаччо, Боттичелли. Титаны возрождения: Рафаэль, да Винчи. Реализация и разрушение ренессансного мировоззрения в творчестве Микеланджело. Венецианское Возрождение. Специфика Северного Возрождения. Литература Возрождения: творчество Боккаччо, Петрарки, Шекспира, Сервантеса, Роттердамского, Рабле. Кризис Ренессанса в конце XVI в. Черты маньеризма. Литература барокко. Темы, проблематика литературы барокко. Изобразительное искусство в Европе XVI–XVIII вв. (барокко, рококо, классицизм). Ренессанс. Основные черты стиля в живописи, скульптуре и архитектуре. Франция. Основные черты эпохи абсолютизма. Классицизм как стиль, выражающий идею монаршего величия. Связь с Ренессансом. Жанровая система в искусстве. Классицизм XVIII в. Рококо – интерьерный стиль. Основные черты, связь с барокко. Классицизм и сентиментализм в литературе XVII–XVIII вв. «Поэтическое искусство» Н. Буало как манифест классицизма. Драматургия. Творчество Мольера, Корнеля. Классицизм в России. Динамика развития литературы в эпоху Просвещения: от классицизма к реализму и сентиментализму. Жанровые особенности. Творчество Вольтера, Руссо, Дидро, Свифта, Дефо. Романтизм в живописи и литературе. Историко- культурологический контекст формирования романтизма. Картина мира романтиков. Национальные особенности романтизма: Франция, Германия, Англия, Россия. Романтизм в литературе: типы героев, сюжеты, поэтика. Романтизм в живописи: предтеча импрессионизма, творческие поиски форм, адекватных новому содержанию. Реализм как художественный метод в литературе XIX в. Предпосылки формирования реализма, основные черты творческого метода. Творчество Бальзака. Идея «Человеческой комедии». Генезис реализма в XIX в.: Стендаль, Мопассан, Флобер. Неоднозначность трактовки творческого метода Г. Флобера. Предпосылки к формированию нереалистической эстетики. Особенности формирования реализма в России. Специфика «русского романа». Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Тенденции развития литературы в ХХ веке. Декаданс. Модернизм, постмодернизм. Новейшая литература.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.