История мировой культуры

Цели и задачи дисциплины
Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины - приобретение знаний и умений по осмыслению достижений мировой культуры; формирование ценностных культурных ориентаций личности в процессе изучения исторически сложившийся культурных традиций, воспитание толерантности, уважения к культурам иных цивилизаций. формирование потребностей и способностей в художественно-эстетических переживаниях, общекультурных и профессиональных компетенций. Задачи: - показать на примерах из различных стилевых направлений общие и особенные черты культур народов мира; - охарактеризовать дискуссии в российской и зарубежной историографии по различным проблемам истории мировой культуры; - показать формирование и эволюцию модернистских и постмодернистских культурно-исторических понятий и категорий; - проанализировать изменения в процессах развития культур различных цивилизаций, происходившие в ходе их зарождения, расцвета и умирания; - показать в событиях истории мировой культуры, в объектах материальной или духовной культуры характерные черты различных цивилизаций, особенности определяющие ценностные установки сознания, специфику культурной самобытности, отличающую то или иное общество на разных этапах истории; - ознакомить с основными стилями и направлениями развития творчества в основных сферах мировой культуры; - проследить развитие культурных процессов в их взаимосвязи с процессами экономического развития, изменениями в общественном сознании.
Краткое содержание дисциплины
1. Введение. Культура Древнего Востока. 2. Культура Древней Греции и Древнего Рима. 3. Культура средневековой Европы. Дороманская культура. Романская культура. Готическая культура. 4. Культура Византии. 5. Культура Древней Руси. 6. Европейская культура эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. Дискуссии о периодизации Возрождения. Культура Проторенессанса. Культура Раннего Возрождения. Культура Зрелого (Высокого) Возрождения. Культура Позднего Возрождения. Северное Возрождение. 7. Европейская культура Нового времени. Культура Западной Европы XVII в. Культура Западной Европы XVIII в. Культура Западной Европы XIX в. Западноевропейское искусство эпохи барокко и классицизма. Создание академии как организации систематического образования. Микеланджело. Караваджо. Натурализм. Ведущая роль венецианской школы. Искусство Испании XVII в. Культура Фландрии. Фламандские вариации барокко в архитектуре и скульптуре. Формирование бытового жанра. Специфика фламандского натюрморта. Искусство Голландии XVII в. Многообразие видов натюрморта. Культура Франции XVII-XVIII вв. Введение регулярности в городской планировке. Победа принципов классицизма. Роль скульптуры в организации дворцово-паркового ансамбля классицизма. Рококо. Роккайльный особняк. Имперсональность роккайльного изображения человека в скульптуре. Влияние идей Просвещения на французское искусство. Место портрета в искусстве XVIII в. Возникновение стиля неоклассицизма. Создание нового типа городского ансамбля – открытой площади, связывающей несколько важных архитектурных комплексов. Обращение в скульптуре к образу великого гражданина-современника. Специфика использования античного приема «героической наготы». Культура Италии XVIII в. Культура Англии в XVIII в. Влияние континентальных школ и стилей на английское искусство, специфика их ассимиляции. Палладианство в английской архитектуре. Феномен английского нерегулярного пейзажного парка. Видовой принцип организации парка, смена впечатления, «сюрприз». Предромантические тенденции и особенности стиля неоклассицизма на рубеже XVII-XVIII вв. Культура Франции периода Французской революции и Первой империи. Идеи преображения мира на основе свободы, равенства и братства. Реформы Конвента в области искусства. Установка на моральные и просветительские функции искусства. Революционный классицизм. Романтизм в европейском искусстве конца XVIII – первой трети XIX вв. Предромантические тенденции в искусстве второй половины XVIII в. Развитие исторического мышления. Рост национального сознания. Историческая картина. Ампир. Западноевропейское искусство середины и второй половины XIX в. Историзм и эклектика в европейской архитектуре XIX в. Неоготика в культовом и светском строительстве. Промышленная революция и строительство. Новые материалы и конструкции. Градостроительные проблемы. Масштабная перепланировка Парижа. Реализм. Возрастание роли бытового жанра в живописи. Пейзаж «барбизонской школы». Импрессионизм: истоки, внутренняя эволюция, форма, стилистические приемы, сюжеты. Особенности пейзажного жанра в творчестве импрессионистов. Западноевропейское искусство конца XIX в. Модерн (ар-нуово, югендстиль). Символизм в живописи. Постимпрессионизм. 8. Основные этапы развития культуры России Нового и Новейшего времени. 9. Проблемы культуры XX в. - начала 2020-х гг. Культура Западной Европы XX в. в эпоху модерна и постмодерна. Национальные школы и ведущие мастера. Символизм в живописи. Постимпрессионизм. Неоимпрессионизм (пуантилизм, дивизионизм). Возвращение к античной традиции и ее новое истолкование в скульптуре начала XX в. Архаизация образов. Искусство авангарда. Фовизм и кубизм. Экспрессионизм. Абстракционизм. Футуризм. Дада. Сюрреализм в литературе, кинематографии изобразительном искусстве. Влияние политики на развитие культуры 1920-1950-х гг. Искусство как средство пропаганды идей национал-социализма в политике фашистской Германии. Возрождение академизма и традиционных форм реалистической живописи. Монументальная живопись Мексики. Архитектура XX в. Технический прогресс как мощный фактор развития современной архитектуры. Широкое внедрение новых материалов и конструкций Особенности развития мировой культуры в первой четверти XXI в.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-1 Способность использовать научные исторические знания, методологию научно-исследовательской работы при проектировании и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня
  • ПК-7 Способность использовать знания по истории, истории культуры и искусства, музееведению для решения задач профессиональной деятельности в учреждениях культуры
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.