«Мы готовим юристов высокой квалификации для нужд региона и всей страны»
В рамках масштабной реструктуризации университета в соответствии с Дорожной картой Проекта 5 – 100, факультет Подготовки сотрудников правоохранительных органов и Юридический факультет объединены в единую образовательную структуру – Юридический институт, на базе которого проводится централизованная подготовка юристов для нужд региона и всей страны.
О перспективах развития нового подразделения, о специфике подготовки бакалавров, специалистов и магистров юриспруденции, о создании Попечительского совета, о школе отличников, об уникальном для Южного Урала предложении – подготовке судебных экспертов, об усиленной языковой подготовке и многом другом рассказывает директор Юридического института, к.ю.н., доцент Александр Николаевич Классен.
– Александр Николаевич, расскажите о специфике создания Юридического института. Чем обусловлен процесс слияния факультетов? Каковы перспективы развития нового подразделения?
– Проведение процедуры слияния факультетов Юридического и Подготовки сотрудников правоохранительных органов – процесс, вызванный целым рядом объективных причин. Основанием данного процесса служит Программа повышения конкурентоспособности Университета Проект 5-100.
Аккумулирование всех образовательных программ укрупненной группы направлений и специальностей «Юриспруденция» в рамках единого института позволит не только повысить эффективность образовательного процесса, но и в полной мере соответствует требованиям действующих Федеральных образовательных стандартов.
Объединение научного потенциала двух факультетов и четкое определение тематики научных исследований с учетом их актуальности и разработанности, общественных потребностей в получении определенных результатов, должно обеспечить повышение качества научных исследований. Это также соответствует Программе повышения конкурентоспособности.
Помимо вступления в Проект 5-100, основанием для формирования единого института, который будет осуществлять подготовку конкурентоспособных юристов, также служит существенное усложнение правовой системы, очень динамичное изменение законодательной базы, модернизация системы государственной службы.
– Какие принципы положены в основу структуры Юридического института?
– Основные принципы формирования структуры Юридического института ЮУрГУ (НИУ) это:
– многоуровневая подготовка юристов в Университете только в рамках Института, что обеспечит преемственность и непрерывность образования
– формирование «сквозных» кафедр, что позволит обеспечить единство методических подходов в образовательном процессе, качественный уровень преподавания, концентрацию научных направлений,
– подготовка не только бакалавров и магистров юриспруденции, но и специалистов в сфере правоохранительной деятельности в рамках среднего профессионального и высшего образования.
– дальнейшее развитие специальности «Судебная экспертиза», которая будет реализовываться на центральной площадке, что обусловлено спецификой программы, привлечение большого количества сервисных кафедр. Наш вуз – единственный в Уральском федеральном округе реализует данную программу. В 2016 году состоится первый выпуск экспертов.
– возможности непрерывного образования, в том числе, и по ускоренным программам. Так, выпускники Правоохранительного колледжа смогут получить высшее образование (и бакалавриат, и специалитет) фактически на целый год быстрее. При этом адаптация к высшему образованию пройдет совершенно «безболезненно», поскольку они уже будут знакомы с правилами и традициями обучения в институте, профессорско-преподавательским составом и т.д. Также на базе СПО мы предлагаем студентам ускоренную программу по профилю «Дознание в ОВД».
– Как выстроен учебный процесс в институте? Сколько кафедр вошло в новую структуру?
– Учебный процесс в институте будут обеспечивать 8 кафедр, а также Правоохранительный колледж, в котором можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Правоохранительная деятельность» как после 9, так и после 11 класса. Как уже отмечалось, предполагается формирование 8 кафедр в рамках института (сегодня – два факультета включают в себя 12 кафедр).
Частичное слияние и укрупнение кафедр приведет к исключению дублирования дисциплин (будет работать принцип, когда дисциплину читает только одна кафедра). Как уже говорилось, шесть «сквозных» кафедр будут осуществлять образовательную деятельность по своим дисциплинам в рамках всего института, то есть – работать со студентами всех уровней и форм обучения. Общую координацию их деятельности предполагается осуществлять директору института и его заместителям по направлениям деятельности.
– Какие критерии положены в основу создания кафедр? Как деление по кафедрам будет соотноситься с научными школами института?
– Предлагаемая совокупность кафедр, их внутреннее деление обусловлены наличием сформировавшейся или формирующейся научной школы по одному или нескольким смежным научным направлениям. Кафедры смогут активно участвовать в подготовке кадров высшей квалификации в рамках аспирантских программ. Кроме того, нами проведен анализ данных ВАК о действующих Диссертационных советах, о востребованности научных специальностей в рамках Юриспруденции. Его результаты учтены при формировании предложений о кафедрах института. У Юридического института есть и собственные амбиции по открытию диссертационных советов в институте, которые также были учтены.
Кроме того, одним из важнейших критериев формирования кафедр является «смежность» преподаваемых дисциплин, их взаимосвязь в рамках образовательных программ. Еще одним из критериев является возможность реализации кафедрами программ магистратуры в рамках двухуровнего высшего образования.
Для того, чтобы построить успешную карьеру в сфере юриспруденции, необходимо постоянно повышать квалификацию и совершенствовать знания. Для таких целеустремленных, стремящихся к постоянному повышению качества знаний выпускников у нас есть магистратура. Если вы стремитесь стать высококлассным судьей, прокурором, адвокатом, вам необходимо усовершенствовать знания и навыки в сфере юриспруденции. Магистратура ЮУрГУ в данном случае – лучший выбор! В ЮУрГУ возможно получить образование непрерывного цикла: от СПО до аспирантуры, обучаясь при этом на бюджете.
– Какое предложение Юридического института можно назвать уникальным как для абитуриентов, так и для работодателей?
– Только в Юридическом институте – единственном в Уральском регионе – мы будем вести подготовку судебных экспертов. В рамках подготовки судебных экспертов у нас создан научно-образовательный центр судебных экспертиз, где наши студенты имеют возможность принимать участие в проведении реальных судебных экспертиз.
Научно-образовательный центр подготовки судебных экспертов – значимое явление не только в масштабах института, но и в масштабах всего университета. Весь научно-педагогический коллектив ЮУрГУ (специалисты в области лингвистики, физики, химии, математики и др.) может быть привлечен к проведению всех возможных судебных экспертиз.
– Для будущих юристов очень важна практика. Как в юридическом институте организовано взаимодействие с работодателями?
– Для обеспечения связи с потенциальными работодателями, для понимания запросов работодателей, с целью ориентировать образовательные программы на потребности юридических организаций, в институте будет сформирован Попечительский совет, в состав которого войдут представители всех основных работодателей (например, судебных, правоохранительных органов).
– Где именно будущие юристы смогут проходить практику?
– Все виды практик – учебную, производственную, преддипломную, студенты института проходят в государственных органах, судах, органах МВД, прокуратуры, ФСБ и др., куда они приходят по направлениям от вуза.
Важную роль в формировании компетенций юриста играет также Юридическая клиника, в которой студенты еще в период обучения получают навыки юридической деятельности, закрепляя теоретические знания работой по конкретным делам.
– Какие лаборатории и научно-образовательные центры входят в состав института?
– Для полноценного практического обучения юристов и экспертов в Институте имеется Межкафедральная криминалистическая лаборатория и полигон (единое структурное подразделение, расположенное на двух площадках), а также научно-образовательный центр «Экспертные технологии».
Для активного участия студентов в научных исследованиях в институте с 2017 года начнут функционировать Лаборатория частного права и Центр противодействия организованной преступности и коррупции, которые смогут сконцентрировать научную, исследовательскую деятельность и студентов и преподавателей в рамках гражданско-правового и уголовно-правового направления.
– Как предполагается мотивировать студентов к обучению?
– Как уже отмечалось ранее, для повышения мотивации студента к качественному обучению, повышения профессиональной ориентированности, предлагается зачисление студентов 1 курса на общий профиль для бакалавриата, на единый учебный план для специалитета (за исключением судебной экспертизы). Начиная с первого курса, формируется рейтинг студентов по уровню успеваемости, научным, общественным и другим достижениям.
– Будет ли на базе Юридического института создаваться зона элитной подготовки? В чем ее основные особенности и преимущества?
– По итогам первого года обучения наиболее одаренные студенты могут быть зачислены в «Школу отличников», которая позволит индивидуализировать траекторию обучения этих студентов, ориентировать на углубленное изучение иностранного языка, основных дисциплин образовательной программы, индивидуальную научно-исследовательскую работу. В том случае, если студент проявит свои способности на двух последующих курсах, он так же может быть зачислен в Школу.
По окончании второго курса с учетом рейтинга на конкурсной основе формируются группы по профилям (специализациям), при этом количество мест по каждому профилю (специализации) определяется руководством института с учетом потребностей рынка труда.
– Предусмотрены ли в Юридическом институте программы привлечения абитуриентов? Работа со школьниками?
– Да, мы планируем тесное взаимодействие с факультетом довузовской подготовки по привлечению одаренных школьников, их мотивации к обучению в Институте, правовому просвещению подростков. Будут проводиться правовые уроки в школах, ориентированные на учащихся 7-11 классов, в том числе – правовые игры, лекции, тематические круглые столы, семинары, проводимые студентами старших курсов института под контролем преподавателей.
– Как организовано международное сотрудничество в Юридическом институте?
– Российские и зарубежные правовые системы обладают рядом определенных особенностей. В отличие от математиков, которые руководствуются одними и теми же законами во всем мире, юристы не могут применить нормы права, которые действуют в США, к нашей правовой системе, так как у нас действует свое российское законодательство, рассчитанное на нормы нашей страны. Но, несмотря на эти особенности, мы активно изучаем международное право и налаживаем сотрудничество с международными Юридическими школами. В настоящее время мы активно сотрудничаем с университетами Германии. В ближайшее время к нам вновь приедут преподаватели из Германии с лекциями по международному праву.
Также мы активно взаимодействуем с вузами ближнего зарубежья, у нас налажены академические связи с университетами Казахстана и Белорусии. В ближайшее время мой заместитель – д.ю.н., профессор Алексей Владимирович Минбалеев будет присутствовать на защите диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук в одном из ведущих вузов Азербайджана.
Помимо этого, студенты Юридического института, в рамках формирования в ЮУрГУ двуязычной образовательной среды, ориентированы на глубокую языковую подготовку, в частности, на углубленное изучение английского с ориентацией на профессиональную юридическую терминологию.
– Каким должен быть выпускник Юридического института? Какими компетенциями он должен обладать?
– Выпускник Юридического института – это высокообразованный молодой человек, обладающий глубокими профессиональными знаниями в сфере юриспруденции, и умеющий правильно их применять. Уже на момент окончания университета он обладает большим опытом в применении права и может занять достойное место в государственных органах, в органах следствия, прокуратуры, в органах государственной службы, в органах службы безопасности.