- Цели и задачи дисциплины
- Цель: ознакомить студентов с основами теории межкультурной коммуникации, развить культурную восприимчивость, способность к грамотной интерпретации различных видов вербального и невербального поведения. Задачи: 1. изучить типы, виды, формы, модели, структурные компоненты межкультурной коммуникации; 2. освоить методы исследования межкультурной коммуникации; 3. овладеть методологическими приемами коммуникативного поведения; 4. способствовать формированию умений и навыков применения на практике полученных знаний в конкретных ситуациях межкультурного общения; 5. развить способность толерантного отношения к представителям других культур и языков.
- Краткое содержание дисциплины
- 1.Коммуникация как процесс. Коммуникативная сторона общения. Общие характеристики коммуникации. 2.Вербальная коммуникация и ее виды. 3.Невербальные компоненты коммуникации. 4.Структура коммуникативного акта. 5.Понятие культуры. 6.Культурная антропология. 7.Культура с точки зрения межкультурной коммуникации (далее – МКК). Сопоставление культур. 8.Теоретические основы лингвокультурологии. 9.Картина мира. Культурная (концептуальная) картина мира. 10.Языковая картина мира. Языковое и когнитивное сознание. Языковое сознание и лингвокультурное сообщество. Этноязыковое видение мира как составляющая лингвокультурной ситуации. Предмет и задачи курса «Введение в теорию межкультурной коммуникации». Понятие МКК. Объект, предмет, методы исследования. Актуальность проблем МКК в современном мире. МКК и изучение иностранных языков. 11.МК компетенция, ее природа, структура, принципы формирования. 12.МК общение. Проблема неудач в МКК. Типология коммуникативных неудач в МКК. 13.Проблема понимания в МКК. Культура и восприятие. Межличностная аттракция в МКК. Атрибуция в МКК. 12.Стереотипы восприятия в МКК. Предрассудки в МКК. Результаты МКК. 13.Понятие «этнические константы». Взаимосвязь этнических констант и этнической картины мира. Традиционное сознание или менталитет. 14.Этнические стереотипы в свете МКК. Категории этнических стереотипов. 15.Культурный шок. 16.Понятие «национальный характер». Система ценностей. Ценности и национальный характер. 17.Культура и личность. Языковая личность. Языковая личность и доминанты культуры. Культурные доминанты в языке. 18.Понятие концепта и концептосферы. 19.Понятие «гендер». Мужчина и женщина в обществе, культуре и языке. Образ человека в культуре и языке. 20.Слова как ключ к пониманию культуры. Теория лингвистической относительности. Общечеловеческий культурный компонент в языковой семантике. 21.Национально-культурные особенности внутренней формы слова. Поиск лингвокультурных соответствий. 22.Проблемы сосуществования этносов. Механизм само-структурирования этноса. Межэтнические конфликты. 23.Социально-психологические основы этничности (этноцентризм, этнический идентитет). 24.Язык и религия. Две картины мира: языковая семантика и мифолого-религиозное сознание. 25.Язык, религия, народный менталитет. Мифы, фольклор.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-2 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации
- УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
- Образование
- Учебный план 45.03.01, 2024, (4.0), Филология
- Введение в теорию межкультурной коммуникации