Устная история

Цели и задачи дисциплины
Целью курса является изучение основных теоретических подходов и методических приемов для исследования особенностей восприятия людьми прошлого, опирающихся на анализ устных источников. Задачами учебного курса по данной дисциплине являются: - знать методологию изучения устных источников; - уметь анализировать и реконструировать устные источники; - владеть навыками по созданию и изучению устных источников.
Краткое содержание дисциплины
Раздел 1. УСТНАЯ ИСТОРИЯ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА. Предмет и особенности устной истории. Цели и задачи курса. Генезис и становление устной истории. Устная история в кругу других дисциплин. Устная история vs. история; устная история vs. антропология; устная история vs. социология; устная история vs. фольклористика. Историография устной истории. Источники устной истории, их специфика. Проблема памяти как основы для существования устной истории. Память в психологии, социологии, антропологии, истории. Коллективная, культурная, коммуникативная типы памяти. Способы изучения памяти. «Историческая амнезия», «забывание», «травматический опыт» . Устная история в исследованиях о коллективной и культурной памяти Раздел 2. МЕТОДЫ УСТНОЙ ИСТОРИИ. Интервью как метод исторического, социологического, антропологического исследования. Подходы к интервью в различных гуманитарных дисциплинах. Типы, этапы, структура, интервью, роли респондента и интервьюера. Методы поиска респондентов. Мастерство интервьюера. Виды интервью. Ингибиторы и помощники общения. Типы вопросов. Подготовка вопросников. Исследователь и респондент: особенности взаимоотношений. Выбор респондента. Психологические особенности диалога в ходе проведения интервью. Влияние исследователя на ответы респондента. Влияние респондента на исследователя. Устная история и здоровье. Методика транскрибирования и архивирования интервью. Особенности работы исследователя со звуком и текстом. Оформление и архивирование устных воспоминаний. Возможности использования базы данных устных источников. Методы критики устного воспоминания. Подходы к систематизации и анализу содержания материалов устной истории. Простой тематический (иллюстративный) анализ. Нарративное интервью и нарративный анализ. Биографическое интервью и биографический анализ. Интеракционный и перформативный методы. Иные новаторские методы. Интерпретация устных источников: проблемы и возможности. Параметры, оказывающие влияние на форму и содержание устного воспоминания: их определение и анализ. Сопоставление устного воспоминания с другими источниками, в том числе аналогичными воспоминаниями, выявление внутренней логики интервью. Основные тематические направления в области исследований по устной истории. Проведение презентаций, конференций, семинаров, мастерских по устной истории. Подготовка научных публикаций. Раздел 3. УСТНАЯ ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВО. Место устной истории в сфере Public History. Устная история в краеведении и музейном деле. Устная история в зарубежной и русской художественной литературе. Театр и устная история. Устная история в документальном и игровом историческом кино. «Устная история» как общественное движение и научная дисциплина. Общественные, музейные и университетские центры устной истории. Устная история в историческом образовании.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-3 Способен искать, анализировать и интерпретировать историческую информацию в рамках различных методологических подходов в исторических исследованиях
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.