- Цели и задачи дисциплины
- Цели освоения дисциплины: 1) дать основополагающее представление о содержании социальной коммуникации, основных теоретических подходах к ее исследованию; 2) проанализировать влияние всех компонентов коммуникативного процесса на эффективность коммуникации; 3) раскрыть место и роль социальных коммуникаций в жизни современного социума. Задачи изучения дисциплины: 1) раскрыть содержание социальной коммуникации и показать ее место в жизни общества; 2) получить представление о междисциплинарном статусе теории коммуникации и медиафилософии; 3) выработать навыки практического применения полученных знаний в процессе планирования и осуществления коммуникационных кампаний и мероприятий.
- Краткое содержание дисциплины
- Тема 1. Коммуникация как процесс и структура. 1. Понятие социальной коммуникации. 2. Формы и виды коммуникации. 3. Модели коммуникации. Тема 2. Методы исследования коммуникаций. 1. Общенаучные и частнонаучные методы исследований. 2. Методы анализа социальной коммуникации. 3. Методы тестирования коммуникативной компетентности. Тема 3. Исторические аспекты возникновения и развития коммуникации в обществе. 1. Коммуникации древних цивилизаций. 2. Этапы развития коммуникаций в обществе. 3. Особенности межличностной, специализированной и массовой коммуникации. Тема 4. Системный подход к коммуникации. 1. Основные понятия общей теории систем. 2. Коммуникационная система, коммуникационная структура, коммуникативное пространство. 3. Коммуникационная деятельность. 4. Формы коммуникативного действия. Тема 5. Информационная теория коммуникации. 1. Информация как общенаучная категория. 2. Модели коммуникативного процесса. 3. Коммуникативная цепь и ее элементы. Тема 6. Семиотическая теория коммуникации. 1. Семиотика как наука о знаках. 2. Понятие знака в семиотике. 3. Основные категории семиотики. Тема 7. Когнитивный и интерпретативный подходы к коммуникации. 1. Символический интеракционизм о конструировании смысла. 2. Феноменология: смысл как феномен сознания. 3. Интерсубъективность. 4. Социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана. 5. Герменевтика о проблеме интерпретации и понимания. Тема 8. Коммуникация как дискурс. 1. Дискурс как коммуникативный феномен. 2. Типы и виды дискурса. 3. Прагматический, социолингвистический и когнитивный анализ дискурса. 4. Понятие нарратива в гуманитарном знании. Тема 9. Теория массовых коммуникаций. 1. Определение массовой коммуникации. 2. Понятие медиа. 3. Массовое общество и массовая коммуникация. 4. Теории массовой коммуникации. 5. Аудитория коммуникации: объективные и субъективные характеристики. 6. Барьеры коммуникации и искажение информации. 7. Эффективность коммуникации Тема 10. Основы медиафилософии. 1. Медиафилософия как теория и философия медиа. 2. Предмет медиафилософии. 3. Определение понятие «медиареальность». 4. Медиапространство. 5. Медиатекст: элементы и практики тиражирования. 6. Фотография: отражение или искажение. 7. Инстаграм. 8. Цифровой кинематограф. 9. Телевидение в современной культуре и обществе. 10. Телевидение и повседневность. 11. Медиасубъект и визуальный образ. 12. Разновидности визуального образа. 13. Интернет-мем. 14. Феномен медиавируса и проблема манипуляции массовым сознанием. 15. Личность, отчуждение и селфбрендинг. 16. Тотальность медиакультуры.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-5 Способен разрабатывать и реализовывать организационно-управленческие решения по профилю деятельности
- УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
- Образование
- Учебный план 47.04.01, 2024, (2.5), Философия
- Теория коммуникации и медиафилософии