Стиховедение

Цели и задачи дисциплины
Цель - формирование навыков анализа художественного произведения, составляющих элементов его поэтики, структурной организации текста; формирование навыков анализа стихотворного текста, воспитание культуры пользования терминами теории литературы. Задачи курса: — осознавать панораму истории формирования русских систем стихосложения; — владеть практическими навыками анализа стихотворного текста; — владеть терминологическим аппаратом; — осознавать эстетическую целостность всех компонентов поэтического текста.
Краткое содержание дисциплины
Цели и задачи курса. Основные разделы стиховедения: метрика, ритмика, строфика и фоника. Проблема специфики стихотворной речи. Метр, ритм и рифма как специфические стихотворные признаки. Графическая сегментация стихотворного текста – абсолютный стихообразующий фактор. История русских систем стихосложения. Фольклорные и литературные корни русского стиха. Русский силлабический стих. Творчество Симеона Полоцкого. Реформа русского стихосложения в XVIII веке как процесс. Поэтическая практика «русских немцев». В. Тредиаковский – инициатор реформы. Роль М. Ломоносова в русском стихосложении. Деятельность А. Н. Кантемира, А. П. Сумарокова. Метрика и ритмика силлабо-тонической системы стихосложения. Двусложные и трехсложные размеры. Метрические определители силлабо-тонического стиха (икт, междуиктовые интервалы, анакруза). Соотношение понятий метр и размер. Ритмические определители силлабо-тонического стиха (пиррихий, спондей, длина стиха, цезура). Тоническая система стихосложения. Дольник. Тактовик. Акцентный стих. Полиметрические композиции. Рифма. Классификации рифмы.Способы рифмовки и схемы, их обозначающие. Морфологическое строение рифмы: однородные – неоднородные рифмы, составные рифмы. Рифмы бедные и богатые. Рифмы точные. Рифмы приблизительные. Рифмы неточные. Безрифменные, белые и холостые стихи. Свободный стих. «Обратные» процессы «прозаизации» стиха и экспансии стихового начала в прозу. Верлибр и истории русской литературы ХХ века. Проблема взаимовлияние стиха и прозы. Понятие прозиметрии. Строфическая структура стиха. Понятие строфы. Признаки строфы: формула рифмовки, синтаксическое целое. Устойчивые типы строф.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-6 способен проводить под научным руководством локальные исследования в конкретной узкой области филологического знания на основе существующих методик и полученных знаний в области теории и истории изучаемого языка и литературы, филологического анализа и интерпретации текста с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов
  • ПК-7 способен составлять научные обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по тематике проводимых исследований (в том числе на иностранном языке); оформлять библиографическое описание; использовать основные библиографические источники и поисковые системы
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.