Современная история России

Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общего научного представления о современном этапе российской истории. Поставленная цель достигается через изучение основных социальных, экономических, политических процессов, происходивших в стране на рубеже ХХ-ХХI вв., через освоение студентами базовых категорий и понятий исторической науки, через изучение различных исторических источников по данной эпохе. Задачами курса являются: выработка у студентов цельного образа современной истории России с пониманием ее специфических проблем, а также развитие умения работать с историческими источниками и научной литературой. В ходе изучения современной истории России студент должен овладеть знаниями исторических фактов, дат, мест, участников и результатов важнейших событий новейшей истории России, а также исторических названий, терминов этой эпохи; приобрести умения извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приёмами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.); усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений и навыки оценочной деятельности (умения определять и обосновывать своё отношение к историческим и современным событиям, их участникам).
Краткое содержание дисциплины
Специфика современной истории России, как самостоятельной области исторического знания. Источники изучения данной эпохи. Историографическая ситуация. Проблемы исследовательского инструментария. Кризис СССР: его причины, механизмы, последствия. Возрождение российской государственности: первые достижения и проблемы. Содружество Независимых Государств. Политический портрет Б.Н.Ельцина. Радикальные экономические реформы Е.Т.Гайдара: причины, этапы, результаты. Реакция населения на первые итоги социально-экономических реформ. Преодоление сепаратистских тенденций на Северном Кавказе, в Татарстане, Башкирии, Якутии. Политический кризис осени 1993г. Конституция 1993г. Политическая система России в 90-е гг. ХХ в. Причины, содержание и пути преодоления чеченского кризиса. Особенности внешней политики России в 90-е гг. ХХ в. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации: сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включение страны в мировое сообщество. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Вступление в Совет Европы в 1996 г. Установление партнерских отношений с США, странами Западной Европы, Китаем, Индией. Заключение Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ-2) РФ и бывшие республики СССР. Характер и содержание отношений в 1991-2000 гг. Политические партии в России на рубеже ХХ-ХХI вв. Феномен "партии власти". особенности партийной системы Российской Федерации. Экономический и социально-политический кризис в России в конце ХХ в. Дефолт 1998г. Политический портрет В.В.Путина. Программа преодоления кризиса в России в начале XXI в. Эволюция политической системы в современной России. Политический портрет Д.А.Медведева.Дискуссия о путях развития России в политической элите и обществе. Военный конфликт с Грузией и дипломатическое признание Южной Осетии и Абхазии. Политические партии в России в начале XXI в. Избирательные компании в современной России. Президентские выборы в России 2004-2008-2012 гг. Выборы в Государственную Думу в 2011 и 2016гг. Нарастание соицально-экономических и политических проблем в развитии современной России. Принятие комплекса антикризисных мер. Борьба с коррупцией. Модернизация науки и образования Новый статус России в системе современных международных отношений. «Перегрузка» в отношениях между США и Россией. "Украинский кризис" и его последствия. Некоторые особенности внутренней и внешней политики России на современном этапе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-2 Способен применять знание основных проблем и концепций в области отечественной и всеобщей истории; заниматься интерпретацией прошлого в историографической теории и практике
  • ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях
  • ПК-1 Способность использовать научные исторические знания, методологию научно-исследовательской работы при проектировании и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.