- Цели и задачи дисциплины
- формирование знаний об основных тенденциях литературного процесса XIX века, знакомство с художественными методами этого периода, их особенностями и основными представителями.
- Краткое содержание дисциплины
- В рамках данной дисциплины рассматривается литературный процесс XIX века, его тенденции, знаменитые имена, самые значимые произведения. XIX век известен в истории литературоведения, как Золотой век поэзии. Суровыми судьями аристократических кругов были А. С. Грибоедов и А. А. Бестужев – Марлинский, в своих произведениях они презирали высшие слои общества за их тщеславие, эгоизм, лицемерие и моральную распущенность. Задушевную романтику и трепетную мечтательность внес в русскую классическую литературу В. А. Жуковский. В своих стихах Жуковский старался уйти от серой обыденности, чтоб показать возвышенный мир чувств, который нас окружает. Без сомнений, одним из ярчайших представителей Золотого века русской литературы является знаменитый поэт, отец русского литературного языка А. С. Пушкин. Произведения Александра Сергеевича свершили настоящий переворот в литературе. Поэзия Пушкина, роман «Евгений Онегин» и повесть «Пиковая дама» не только пополнили фонд Русской классики, но и отличались определенной стилистической подачей, которой неоднократно в будущем пользовались многие отечественные и мировые литераторы. Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре. Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий. Начало XIX века - это переломное время в искусстве, которое ознаменовало выход русской литературы на мировую арену. Литература начала утверждать высокие принципы свободы личности. Именно в этот период общество начало учиться читать между строк, что особенно беспокоило правительство. И несмотря на жестокие условия, в которых развивалась русская литература, она все-таки смогла занять положенное ей высокое место в фонде мирового искусства.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-3 Способен использовать в профессиональной деятельности, в том числе педагогической, основные положения и концепции в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; истории литературной критики, представление о различных литературных и фольклорных жанрах, библиографической культуре
- ОПК-4 Способен осуществлять на базовом уровне сбор и анализ языковых и литературных фактов, филологический анализ и интерпретацию текста
- Образование
- Учебный план 45.03.01, 2024, (4.0), Филология
- Русская литература XIX века