Психосоматика

Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Психосоматика» является ознакомление студентов с основными проблемами психосоматики и историей их изучения; основными задачами, решаемыми клинической психологией в психосоматике и клинической медицине, возможностями применения современных теоретических концепций зарубежной и отечественной клинической психологии для понимания причин и сущности психосоматических явлений. Задачи: 1) формирование способности ориентироваться в современных отечественных и зарубежных концепциях психосоматической медицины; 2) изучение формирования психосоматических явлений в процессе индивидуального развития под влияния социальных, культуральных и других факторов в норме и патологии; 3) изучение психологических механизмов симптомообразования при психосоматических расстройствах и заболеваниях и роль личностных факторов в этом процессе; 4) овладение умениями адекватно оценивать и компетентно решать основные проблемы психосоматической медицины; 5) изучение теоретических основ оказания психологической помощи и освоение навыков работы клинического психолога в психосоматической клинике, позволяющих профессионально участвовать в практической прикладной деятельности.
Краткое содержание дисциплины
Психосоматический подход в медицине. Психосоматические и соматопсихические соотношения. Современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения. Психогении и соматогении. Психосоматика как область междисциплинарных исследований. История психосоматических учений. Основные проблемы современной психосоматики. Нейрофизиологические и психофизиологические предпосылки психосоматических расстройств. Психосоматическая медицина и психосоматические заболевания. "Чикагская семерка" психосоматических заболеваний. Основные психологические модели психосоматических заболеваний. Психологические особенности больных с различными соматическими и психосоматическими расстройствами. Роль психологических факторов в этиопатогенезе соматических заболеваний. Роль раннего онтогенеза в возникновении психосоматических расстройств. Психосоматические расстройства в личностном контексте. Нозогнозия и психосоматические расстройства. Реакция личности на болезнь. Психологические последствия болезни. Проблема внутренней картины болезни. Проблема психосоматической саморегуляции. Значение психосоматики для общей и клинической психологии.Задачи психодиагностики в соматической клинике, нозологическая и возрастная специфика. Основные методы медико-психологического исследования в соматической клинике. Место психотерапии в комплексе лечебных воздействий; цели, задачи и специфика психотерапии и психокоррекции личности при различных заболеваниях.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-3 способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
  • ПК-6 способностью осуществлять психологическое консультирование медицинского персонала (или работников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создавать необходимую психологическую атмосферу и "терапевтическую среду"
  • ПК-7 готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития
  • ПСК-4.4 способностью и готовностью к пониманию роли возрастных факторов, влияющих на генезис и структуру нарушений психики и поведения в детском и юношеском возрасте
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.