- Цели и задачи дисциплины
- Цель дисциплины - развивать у студентов понимание универсальных, общих и индивидуально-специфических психологических ресурсов людей на основе знаний современных психологических концепций, практических методов психологической диагностики. Задачи дисциплины: 1. Сформировать систему знаний о психологии личности, биологических и социальных механизмах ее развития. 2. Развивать умение выявлять психологические ресурсы. 3. Развивать способность рефлексировать преимущества индивидуальности и оптимизировать выбор профессионального развития.
- Краткое содержание дисциплины
- Введение. Психология личности: феноменология и основные понятия. Потребности и мотивы, цели и ценности, свойства и черты, язык и речь, социальные и персональные роли, образ «Я» и самосознание, способности и талант. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «индивидуальность личности», «субъект деятельности», «интегральная индивидуальность». Индивидные свойства человека - предпосылки развития личности. Свойства нервной системы и темперамента. Темперамент и личность. Понятие об индивидуальном стиле деятельности и общения. Свойства и структура личности. Типы личности. Индивидуальность личности. Побуждения человека: потребности, мотивы, ценности, смыслы. Типы критических ситуаций (стресс, фрустрация, конфликт, кризис). Типы переживания критических ситуаций. Структура свойств личности. Сознательное и бессознательное в структуре личности. Типы личности и их проявление в профессиональной деятельности и творчестве. Типы личностного выбора и индивидуальность личности. Развитие личности: способности, одаренность, талант. Индивидные свойства человека – предпосылки развития личности (темперамент и личность, задатки и способности). Совместная деятельность – основание развития личности. Развитие личности в деятельности и личностный выбор. Социально-исторический образ жизни – источник развития личности. Общие способности (интеллект, креативность, обучаемость). Специальные способности. Интеллект успеха. Практический, социальный, эмоциональный интеллект. Жизненный путь личности. Стратегии жизни, варианты жизни. типы переживания критических ситуаций. Саморегуляция, жизнестойкость, состоятельность личности. Идентичность человека. Я-концепция: структура и формирование. Понятие о персональной и социальной идентичности. Социальные изменения и динамика Я-концепции и идентичности. Личность в группе. Личность в межличностных отношениях в группах. Процессы дифференциации и интеграции в малых группах: статусы, роли, групповая конкуренция и сплоченность. Виды отношений в группах: эмоциональные отношения, референтные отношения, деловые отношения. Процессы развития личности в группе: адаптация, индивидуализация, интеграция. Психология аттракции (притягательности). Факторы притягательности в межличностных и деловых отношениях. Вариативность факторов притягательности в процессе развития эмоциональных отношений. Лидерство и командообразование. Ролевая дифференциация и интеграция в командной работе. Лидер и команда. Лидерство в творческой, проектной, инновационной деятельности.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни