- Цели и задачи дисциплины
- Целью преподавания дисциплины "Психофармакология" является формирование специфических знаний на стыке нейробиологических и клинико-терапевтических областей современной медицины у студентов, обучающихся специальности "Клиническая психология", приобретение ими практических умений и навыков, соответствующих основным требованиям к подготовке клинического психолога части понимания нейрофизиологических, электрохимических, нейрогуморальных и нейромедиаторных механизмов регуляции психической деятельности в норме и при патологии психической и психосоматической сферы. Получаемые в ходе изучения знания, умения и практические навыки формируют необходимые профессиональные компетенции, востребуемые при решении задач восстановления психического и психосоматического здоровья, развития личности и коррекции ее аномалий. В связи с этим клинический психолог должен иметь научно основанные и подкрепленные практическим опытом представление о действии лекарственных средств, используемых в определенных ситуациях и при определенных психических расстройствах и расстройствах поведения. Кроме того, сформировавшиеся при освоении этой дисциплины компетенции позволяют клиническому (медицинскому) психологу совместно с врачами адекватно оценить эффективность проводимых фармакологических мероприятий лечебного и профилактического характера, а также другие психологические аспекты лекарственной терапии
- Краткое содержание дисциплины
- Дисциплина "Психофармакология" предназначена для студентов 5-го курса, обучающихся по специальности "Клиническая психология", и обеспечивает преемственность знаний, полученных при изучении базовых дисциплин естественно-научной направленности - "Психофизиология" и "Клиническая психофизиология". Первый модуль посвящен повторному рассмотрению основных сведения по нейроанатомии, психофизиологии и нейроэндокринологии, начиная с вопросов строения нервной системы и нервной клетки, в частности (вплоть до мембраного и молекулярного уровня), электрохимических процессов де - и реполяризации мембраны клетки с формированием потенциала действия, строение синапса и процессов, происходящих при синаптической передачи, а также механизмы ауто-, пара- и нейроэндо-кринной регуляции, анатомо-функциональные основы нейроэндокринологии (на примере гипоталамо-гипофизарных соотношений) и основных механизмов (осей) эндокринной (нейроэндокринной) регуляции. Второй модуль дисциплины посвящен принципам действия нейромедиаторов (нейротрансмитерров, нейромодуляторов), в котором рассматриваются различные аспекты причинно-следственных соотношений, возникающих в случае воздействия фармакологически активного вещества, лекарственного препарата и последующих нервно-психических изменений. Клинические (медицинские) психологи в своей деятельности впрямую не сталкиваются с фармакологией и фармакотерапией поэтому, поэтому имеет значение изучение общих положений фармакологии (особенности эффекта вещества в зависимости от его дозы, пути введения, длительности воздействия и т. п.). Рассматриваются также некоторые вопросы частной нейрофармакологии : описываются конкретные классы и группы лекарственных нейротропных средств с указанием примеров таких препаратов, включая психоактивных веществ, традиционно изучаемых в клинике наркологии (общие закономерности, современная классификация наркотических средств и соединений, вызывающих токсикомании, с описаниями примеров таких конкретных веществ) .
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ПК-2 Способность применять современные методы и методики психологической помощи в связи с задачами лечебного процесса
- УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
- Образование
- Учебный план 37.05.01, 2020, (5.5), Клиническая психология
- Психофармакология