- Цели и задачи дисциплины
- Цель: исследование действующей системы правового регулирования отношений в сфере высшего профессионального образования; анализ федеральных законов (в том числе, ГК РФ, НК РФ), нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ на предмет согласованности действий этих актов; уяснение места и роли судебных актов в системе правового регулирования сферы высшего профессионального образования; изучение российской и зарубежной доктрины в сфере образования, анализ сложившейся судебной практики и выявление тенденций ее изменения. Задачи: — раскрыть роль и сформулировать задачи образования в современном обществе, проанализировать условия развития российской системы образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия; — определить основные категории и понятия право в образовании как науки и отрасли права; познакомиться с системой, формами, методами права в образовании; — рассмотреть основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике; — формирование у студентов умений и навыков правильного толкования и применения норм права в образовании, своевременное ориентирование в изменениях образовательного законодательства; — рассмотрение полноты нормативно-правового обеспечения, противоречия в законодательстве Российской Федерации в области образования; — изучение системы государственного контроля качества образования в Российской Федерации; — воспитание убеждения в необходимости правового подхода к регулированию образовательной сферы, уважительного отношения к участникам образовательного процесса, создание и поддержание атмосферы взаимного сотрудничества в образовании.
- Краткое содержание дисциплины
- Образование так глубоко проникает в жизнь общества, что почти любое серьезное отраслевое реформирование российской правовой системы затрагивает законодательство в области образования. Организация эффективного государственного регулирования и поддержки образования и науки является непростой задачей. Правовое регулирование деятельности в области образования и науки определяется целями и нуждами государства. Главную роль в этом и по сей день играет политическая воля, аранжированная инструкциями, методическими указаниями и рекомендациями. Подзаконные акты государственных органов исполнительной власти используются чаще, чем нормы законов. Тексты законов во всех важнейших для практики случаях отсылают гражданина к актам министерств и ведомств. Текст закона «Об образовании» регулярно редактируется, но при этом сохраняет межотраслевой характер правового регулирования. Подобные заимствования из иных разделов правовой системы России способствуют возникновению коллизий и противоречий. Обилие рассредоточенных по разным отраслям права нормативных правовых актов, содержащих юридические нормы в области образования и науки, вызвало к жизни идею систематизации отраслевого законодательства в области образования и науки, чтобы устранить несогласованность его с нормами финансового, административного и международного права, а также убрать внутренние противоречия. Обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования, создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования является целью работы ближайшего времени.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-1 Способен осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
- УК-10 Способен формировать нетерпимое отношение к проявлениям экстремизма, терроризма, коррупционному поведению и противодействовать им в профессиональной деятельности
- Образование
- Учебный план 44.03.01, 2020, (5.0), Педагогическое образование
- Правовые основы профессиональной деятельности