- Цели и задачи дисциплины
- Целью изучения дисциплины «Перинатальные факторы риска развития социальной дезадаптации» является знакомство с областью психологических знаний, изучающих закономерности самых ранних этапов онтогенеза человека, от зачатия до первых лет жизни после рождения, когда во взаимодействии с матерью ребенок вместе с привязанностью формирует базовые стратегии адаптации. Данные стратегии проявляются в стрессовых и эмоционально значимых ситуациях, определяя предпочитаемые виды деятельности, надежность сотрудника и возможные факторы риска его социальной и психосоматической дезадаптации. Задачами преподавания и изучения дисциплины «Перинатальные факторы риска развития социальной дезадаптации» являются: — формирование представления о перинатальной психологии как раздела современной перинатологии, интегрирующего знания психологии, педагогики и медицины по теоретическим и практическим вопросам влияния раннего детского опыта на психическое развитие человека; — знакомство с основными теориями, освещающими влияние качества материнской заботы и взаимодействия с ребенком на формирование детской психики; — формирование представлений о социальных факторах, способных повлиять на формирование материнских функций у женщины во время беременности; — знакомство с основными особенностями личности женщины, способными повлиять на развитие у нее материнских качеств; — знакомство с методами диагностики качества раннего детско-родительского взаимодействия, используемыми в перинатальной психологии.
- Краткое содержание дисциплины
- Курс "Перинатальные факторы риска развития социальной дезадаптации" посвящен изучению актуальных проблем перинатальной перинатальной психологии, позволяющих психологу понимать особенности раннего психического онтогенеза человека, определяющие специфику его социальной адаптации во взрослом возрасте. Вместе с перинатальной медициной и перинатальной педагогикой перинатальная психология входит в перинатологию, изучающую факторы, определяющие благополучность протекания ранних этапов онтогенеза человека и закладывающих базу соматического, психического и социального здоровья человека. Так как психическое развитие ребенка происходит в процессе его взаимодействия и общения с матерью, в рамках перинатальной психологии используется системный подход к изучению специфики формирования диады "мать-дитя", но при этом учитывается влияние на благополучие функционирования данной диады как качества социальных, семейных и экономических факторов, так и специфики материнских качеств женщины (личностные особенности, состояние здоровья, отношение к материнству и детству). При изучении дисциплины "Перинатальные факторы риска развития социальной дезадаптации" студентам предстоит познакомиться с основными теориями, рассматривающими влияние материнских качеств на раннее развитие ребенка (З.Фрейд, А.Фрейд, М.Малер, М.Кляйн, Р.Шпиц, О.Ранк, Дж. Боулби, М. Эйнсворт, Д.Стерн, Л.Выготский, М.Лисина и другие), что позволяет сформировать разностороннее видение специалистом возможностей диагностики перинатальных травм и их последствий для социальной адаптации человека и его психосоматическое благополучие. определяющих надежность функционирования и стрессоустойчивость сотрудника. Обучение предполагает использование видеоматериалов, иллюстрирующих специфику поведения матери, формирующегося стереотипа взаимодействия матери и ребенка и типа привязанности ребенка к матери. Студенты знакомятся с основными диагностическими методиками, используемыми в перинатальной психологии ("Незнакомая ситуация", "Интервью привязанности для взрослых", семейная социограмма, анализ рисунков и др.).
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ПК-6 Способен обеспечить психологическое сопровождение служебной деятельности личного состава для эффективного выполнения им трудовых задач
- УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
- УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
- Образование
- Учебный план 37.05.02, 2024, (5.0), Психология служебной деятельности
- Перинатальные факторы риска развития социальной дезадаптации