Культурология

Цели и задачи дисциплины
Цель – сформировать у студентов целостное представление о мире культуры, в его связи с природой, обществом, человеком; об основных подходах и направлениях анализа культуры; о важнейших особенностях культуры разных эпох и народов (культурно-исторических типов); об особенностях современной культуры, ее проблемах и тенденциях развития. Задачи: - раскрыть понятие, содержание, сущность, принципы функционирования культуры как системы; - познакомить с историей и генезисом культурологического знания, обозначить предметное и категориальное поле культурологии как интегративной науки; - изучить формы и типы культур, основные культурологические ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, историю культуры России, ее место в системе культуры и цивилизации; - научить оценивать достижения культуры на основе знания их культурно-исторического контекста, быть способными к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; - научить работе с информацией по дисциплине «Культурология», приемам анализа и интерпретации текстов культуры.
Краткое содержание дисциплины
Предмет, структура и специфика культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Принципы и методы культурологических исследований. Основные категории культурологии: культура и цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Культура и личность: роль культуры в формировании мировоззренческой позиции и модели поведения. Инкультурация и социализация. Культура и природа. Культура и общество. Культурно-исторический процесс. Диахронный и синхронный подход к изучению культуры. Модели культурно-исторического развития. Основные этапы и тенденции развития культуры. Понятие и критерии культурного прогресса. Типология культур. Исторические типы культуры. Этническая, национальная и мировая культуры; религиозная и светская, элитарная и массовая культуры. Региональные культуры; восточный и западный типы культуры. Специфические и «серединные» культуры. Своеобразие российского культурного опыта и роль России в мировой культуре. Национально-культурная идентичность и тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и глобальные проблемы современности. Проблемы будущего развития культуры. Диалог культур как актуальная форма коммуникации, принципы взаимопонимания и толерантности в межкультурном общении.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОК-2 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
  • ОК-3 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
  • ОК-7 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.