История России в кинематографе

Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов фундаментальные знания и представления о кинематографе как культурном явлении и виде искусства, о фильмах как исторических источниках в системе научного знания, о роли и функциях кинематографа в жизни общества. Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать студентам представление об особенностях кинематографа как культурного явления и вида искусства, основных этапах его развития и методологических подходах в исследовании фильмов в качестве исторического источника, показать на конкретных примерах органическую взаимосвязь российского и мирового кинопроцесса, влияние различных факторов на конструирование образов прошлого на экране, а также сформировать у студентов навыки научного анализа исторических фильмов и уважительное отношение к историческому прошлому и культурному наследию мировой цивилизации.
Краткое содержание дисциплины
Кино как зрелище и вид искусства Особенности кинематографа как культурного явления и вида искусства. Зрелищность кинематографа. Фотография и кинематограф. Основные элементы фильма: кадр, план, монтаж. Эффекты "достоверности", "присутствия" и "остранения" в кино. Киноязык и его разновидности. Киностиль в киноповествовании. Кино как синтетическое искусство. Амплуа актеров. Связь кино с техническим прогрессом. Бизнес и кино. Этапы создания фильма как коллективного творчества. Тиражируемость и высокая степень распространения кинофильмов. Виды кино: неигровое, игровое, анимационное. Жанры кино: трагедия, (мелодрама, комедия. Многожанровость кино. Функции кинематографа в обществе: развлекательная, эстетическая, познавательная. Основные этапы развития мировой кинематографии Многослойность истории кино. Предпосылки создания кино в изобразительном и театральном искусстве. Изобретение кинематографа. Создание технических устройств, создающих оптические изображения. Создание фотографии и ее влияние на возникновение кино. Открытие и изобретение киносъемки. Вклад Томаса Эдисона и других изобретателей и ученых в создании технологии кинематографа.. Братья Огюст и Луи Люмьер: первый публичный киносеанс. Возникновение и становление кинематографа. Зарождение киноискуства. Деятельность режиссеров Жоржа Мельеса и Дэвида Уорка Гриффита. Исторические этапы развития кино: немое кино, звуковое кино; цифровое звуко-зрительное кино. Национальные особенности европейского и американского кино. Главные события истории дореволюционного отечественного кино. Советское кино: этапы истории. Современное российское кино: особенности развития. Проблемы современного кинематографа. Историк и кино. Художественный кинематограф как исторический источник Визуальная антропология, ее объект и предмет изучения. Особенности кино как аудиовизуального источника. Теории о кино: искусствоведческие, философские, психоаналитические. Семиотика и кино. Структуралистский подход к кино. Исторический фильм: критерии и характеристики. Типы и модели исторического кино. Мотивы обращения кинематографистов к истории. Этапы изучения фильмов как исторических источников. Исследования Марка Ферро, Роберта Розенстоуна, Пьера Сорлина, Марси Лэнди, Уилла Райта о кино. Изучение фильма как культурного визуально-вербального текста. Цели и задачи исследователя фильма как исторического источника. Докинематографический, кинематографический, посткинематографические уровни изучения фильма. Системный киноанализ Гельмута Корте. Спекулятивные и позитивистские подходы к исследованию фильмов. Киноэпопея как модель исторического фильма Атрибуты киноэпопеи. Фильм-пеплум в зарубежном кино: особенности и этапы развития. Фильм "Клеопатра" (1963). Военные киноэпопеи. Первая российская киноэпопея - "Оборона Севастополя" (1911). Советская военная киноэпопея "Освобождение" (1969 - 1971). Киноэпопея как фильм катастрофа. Фильм "Титаник" (1997). Историко-биографический фильм Особенности биографических фильмов. Первый российский исторический фильм "Понизовая вольница (Стенька Разин)" (1908). Кинематографический образ Дж. Рида в американском и советском кино: фильмы "Красные" (1981) и "Красные колокола" (1982). Герои гражданской войны в отечественном кино: фильмы "Чапаев" (1934) и "Адмирал" (2008). А.В. Колчак в советском и современном российском кино: специфика и функции образа. Историко-революционный фильм в СССР Особенности и типы историко-революционных фильмов. Функции историко-революционного кино. Запрещенные ("полочные") историко-революционные кинокартины. Этапы развития историко-революционного кино в СССР. Фильм "Броненосец "Потемкин" (1925). Революционные события 1917 г. на советском экране: фильмы "Октябрь" (1927) и "Ленин в Октябре" (1937). Влияние историко-революционное кино в советском обществе. Документальное историческое кино Атрибуты документального исторического кино. Типы документальных исторических фильмов. Два фильма о сражении под Москвой: "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" (1942) и "Битва за Москву" (1978) из сериала "Великая Отечественная / Unknown War". Фильм "Обыкновенный фашизм" (1965). Документальные фильмы Леонида Парфенова. Западноевропейское документальное историческое кино (фильм "Винная война"). Значение документального исторического кино. Анимационный фильм как модель исторического кино. Специфика анимационного кино. Типы исторических мультипликационных фильмов. Советские анимационные фильмы "Сказание про Игорев поход" (1972) и "Скрипка пионера" (1971). Американский анимационный фильм "Авиационная мощь - путь к победе" (1943). Кинематограф и общество Теория М. Маклюэна о процессе развития общества на основе эволюции разных типов коммуникации. Кино в контексте теории М. Маклюэна. Экранная (аудиовизуальная) культура, ее особенности и последствия. Этапы развития экранной (аудиовизуальной) культуры. Воздействие общества на кинопроцесс. Влияние кино на общество. Кинотеатр как культурное и социальное пространство. Интервью как метод изучения зрительской аудитории. Кино в контексте теории культурной памяти. Роль и значение кинематографа в жизни общества.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-7 Способность использовать знания по истории, истории культуры и искусства, музееведению для решения задач профессиональной деятельности в учреждениях культуры
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.