- Цели и задачи дисциплины
- Курс «История России» является составляющей блока дисциплин, формирующих общекультурные компетенции специалиста с высшим образованием. Курс истории является необходимым звеном в углублении гуманитарной составляющей обучения. Цель курса – формирование исторического сознания обучающихся как основы понимания сущности процессов и событий современности, становления гражданской и национальной идентичности населения Российской Федерации, способности осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма, формулировать и аргументировано отстаивать патриотическую позицию по проблемам отечественной истории. Задачи курса: - дать обучающимся знания о процессах, явлениях и главных, наиболее значимых для исторической памяти россиян, событиях отечественной истории, - сформировать представление о роли России в мировой истории на основе знаний о наиболее общих тенденциях в истории мировой культуры, науки, о реформах и революциях, их причинах и последствиях, освоении человеком планеты, агрессии и экспансии, войн и колонизации, международном обмене товаров и капиталов и особенностях российского исторического развития, - оценить вклад России в развитие мировой цивилизации, ее роль в разрешении крупных международных конфликтов, влияние в мировой политике в целом, проблемы необходимости реагирования на общеисторические вызовы - формирование научного взгляда на прошлое на основе достижений современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин для объективной научной оценки существующих в историческом сознании стереотипов и мифов, причин их формирования.
- Краткое содержание дисциплины
- Основное содержания курса «История России» составляет исторический опыт строительства российской государственности, наиболее существенные процессы в сфере экономической, социальной истории, развития духовной культуры, науки и просвещения. Данные аспекты рассматриваются в соответствии с основными этапами развитии российской государственности: Русь IX — первой трети XIII вв., Русские земли с середины XIII до конца XV вв., Российское (Московское) государство XVI–XVII вв., Российская империя эпохи Петра I и Екатерины II, Российская империя в 1801 до 1917 г., Советская эпоха, Современная Российская Федерация. В вопросе становления и развитии российской государственности в курсе сделан акцент на многонациональном и поликонфессиональном характере российского государства и социума на всем историческом пространстве. Особое значение при этом приобретает освещение исторического опыта национальной и конфессиональной политики Российского государства на всех этапах его существования (включая периоды Российской империи и Советского Союза) по достижению межнационального мира и согласия, взаимного влияния и взаимопроникновения культур, а также проблемам и противоречиям данных процессов. Особое внимание уделяется вопросу о роли русского народа, русского языка и русской культуры как в создании российской государственности, так и в развитии культуры и просвещения на всей территории страны, обеспечения единого культурного пространства, межнационального общения и формирования общероссийской идентичности. Направленность курса на формирование российского патриотизма обеспечивается приоритетным вниманием к героическим страницам борьбы России за свободу и независимость против иноземных захватчиков, за обеспечение общенациональных интересов и безопасности. Географические рамки курса определяются территорией современной Российской Федерации, исходя из пространства, находившегося в составе Российского государства в то время, которое изучается. Для эпохи древней Руси это будет территория русских княжеств, в дальнейшем территория Российского государства, Российской империи, Советского Союза. Хронологические рамки определяются в верхней грани 2022 годом, в нижней грани — временем появления человека на территории России.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
- УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах