История первобытного общества

Цели и задачи дисциплины
Предмет дисциплины – изучение человеческого общества на всех этапах существования первобытных и первобытно-общинных отношений от начала антропогенеза до нового и новейшего времени. Цель дисциплины – формирование представлений о закономерностях и особенностях становления человека и человеческого общества в догосударственный период истории. Задачи дисциплины «Истории первобытного общества» – выработать представление об антропогенезе, истории возникновения и развития в первобытности хозяйства, общественных, в том числе семейных институтов, материальной и духовной культуры, показать динамику этнических процессов от эпохи сложения человека современного вида до возникновения первых цивилизаций; рассмотреть культуру первобытных и полупервобытных народов на периферии классовых обществ в новое и новейшее время. Исходя из цели и задач, решаемых данной программой, предполагается проблемно-хронологическое изложение материала.
Краткое содержание дисциплины
Цели и задачи курса. Хронологические рамки. Теоретические и методологические положения отечественной и зарубежной наук. История первобытного общества в системе общественных наук.Тема 1. Основные источники реконструкции древнейшего прошлого человечества: археологические, палеоантропологические, этнографические. Геологическая периодизация и современные методы датирования. Данные естественных и точных наук и формирование современного научного знания. Особенности синтетической реконструкции истории первобытного общества. Историческая обусловленность связи истории первобытного общества с географией и этнографией. Зарождение этнографической информации на заре человеческой истории. Расширение этнографического кругозора в восточных и античных обществах. Первые идеи о первобытном состоянии людей в трудах Демокрита и Гесиода. Лукреций Кар. Этнографические наблюдения в эпоху средневековья. Великие географические открытия и расширение этнографических знаний о первобытных народах. Первые обобщения: М. Монтень, Ж.-Ф. Лафито. Идеи французских просветителей. Первые исторические периодизации А. Фергюссона и И. и Г. Форстеров. Эволюционализм и становление научного знания о первобытности. Основные теоретические положения эволюционистов о развитии общества и культуры. Наивысшие достижения эволюционистов в трудах Э. Тайлора и Л.Г. Моргана. Разработка марксистской концепции истории первобытного общества. Расширение базы исследований первобытности с появлением археологических источников. Становление палеолитоведения и периодизации палеолита в работах Г. Мортилье и А. Брейля. Современная периодизация каменного века. Формирование основ научной антропологии в трудах Ч. Дарвина. Палеоантропологические находки середины XIX - первой половины XX веков. Формирование стадиальной теории антропогенеза в отечественной антропологии. Новые открытия в Африке, Азии и Европе и современная наука. Периодизация истории первобытного общества. Происхождение человека. Биологический и философский критерий человека. Движущиеся силы процесса антропогенеза. Ближайшие предки человека и проблема прародины человечества. Австралопитек и его роль в антропогенезе. Homo habilis – древнейший человек. Древнейшие гоминиды и их трудовая деятельность. Homo erectus: яванский, европейский (гейдельберский) и китайский (синантроп). Хронология и морфологическая характеристика. Древние гоминиды – неандертальцы. Территория распространения, хронология, морфологические особенности. Неандертальская проблема в современной антропологии. Возникновение человеческого общества. Источники изучения ранних форм социализации. Типы сообществ приматов как модель социализации формирующихся людей. Праобщина – первобытное человеческое стадо. Организация трудовой деятельности. Технические достижения нижнего палеолита. Взаимоотношения полов. Табуация – первая форма ограничения зоологического индивидуализма. Возникновение нравственных норм и морали. Происхождение и развития мышления и речи. Истоки идеологических представлений и художественного творчества. Завершение процесса антропогенеза и возникновение человека современного вида. Находки древнейшего неоантропа в Африке. Судьба неандертальца и происхождение европейского неоантропа. Расселение человека современного типа по Земному шару. Расогенез. Очаги и факторы формирования рас. Возникновение социальной организации человека. Спорные вопросы и проблемы изучения социальной организации. Периодизация первобытной социальной организации в отечественной литературе. “Австралийская контроверза” и проблема матриархата-патриархата. Схема эволюции ранних форм политической организации Э. Сервиса и Ф. Мортона. Первобытная община как один из возможных путей развития социума. Формирование дуальной организации и экзогамии. Род и линидж. Трудовая деятельность и орудия труда верхнего палеолита и мезолита. Социально-экономические межобщинные и внутриобщинные отношения. Половозрастная организация. Проблема неравенства. Брак и семья. Классификаторские системы родства. Духовная культура и положительные знания. Возникновение производящего хозяйства – неолитическая революция. Очаги возникновения земледелия и скотоводства. Миграции и распространение производящего хозяйства. Подъем хозяйственной деятельности. Демографический взрыв. Народонаселение и его воспроизводство. Брак и семья. Духовная культура. Этнический процесс. Социально-экономические отношения. Престижная экономика. Истоки власти: лидеры, бигмены. Развитие производящего хозяйства и высокопродуктивной присваивающей деятельности. Открытие металлургии, ее роль в совершенствовании производства. Обмен и общественное разделение труда. Развитие ремесла. Перераспределение прибавочного продукта. Возникновение ранних форм эксплуатации. Первоначальные формы частной собственности. Общинные тенденции перераспределения индивидуальной собственности. Формирование общественной элиты. Укрепление потестарных структур. Вождество. Военная демократия. Альтернативные формы политической организации – полис, кастовая система. Идеологические формы укрепления социальных привилегий. Утверждение социальной и имущественной дифференциации. Разрушение родовых отношений. Становление первобытнососедской общины. Племенная организация и ее функции. Формирование союзов племен. Брак и семья. Переворот в положении полов. Формирование моногамии. Малая семья и патронимия. Описательные системы родства. Обычаи и пережитки "отцовского права". Развитие положительных знаний: математика, медицина, география, геология. Возникновение календаря и астрономических центров. Религия. Искусство. Возникновение древнейших форм письменности. Этнические процессы эпохи разложения первобытного общества. Вызревание институтов классового общества. Происхождение государства. Сущность и признаки государства. Типы ранних государств/ Первобытные общества на периферии цивилизации. Контакты и формы взаимодействия. Остатки первобытности в классовых обществах
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-2 Способен применять знание основных проблем и концепций в области отечественной и всеобщей истории; заниматься интерпретацией прошлого в историографической теории и практике
  • ОПК-3 Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, социальных, политических и культурных измерениях
  • ПК-1 Способность использовать научные исторические знания, методологию научно-исследовательской работы при проектировании и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.