История отечественной литературы

Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «История отечественной литературы» предназначена для формирования навыков анализа и осмысления панорамы русской литературы. Цель данного курса – формирование исторически корректного представления о закономерностях и особенностях развития русской литературы, о ее значении в мировой художественной культуре. Задачи дисциплины: — знать исторический и теоретический материал этапов развития русской литературы; — знать общие стилевые черты творчества ключевых фигур литературы; — владеть навыками целостного анализа литературного произведения; — знать наизусть хрестоматийные поэтические тексты; — владеть культурой употребления литературоведческих терминов.
Краткое содержание дисциплины
Литературный процесс Древней Руси и XVIII в. Возникновение древнерусской литературы, своеобразие её художественного метода и жанровой системы. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. Тематическое и жанровое своеобразие русской литературы XI–XII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII в. Особенности житийной литературы XI–XIII вв. «Слово о полку Игореве». Литература XIII–XV веков. Памятники Куликовского цикла. «Задонщина». Стиль плетения словес. Жития Епифания Премудрого. Место XVI века в историко-литературном процессе русского средневековья. Литература XVII века. Литературный процесс XVIII в. Вопросы просвещения. Проблема периодизации. Литература эпохи Петра I. Печать. Газета и публицистика. Театр. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича. Эстетические категории и система основных понятий литературы XVIII в. Формирование классицизма как ведущего литературного направления XVIII в. в России; его общественно-исторические корни и национальное своеобразие. Поэтика русского классицизма: взгляд на роль и значение поэзии в общественной жизни, новое понимание специфики поэтического творчества. Новое понимание категории жанра, принципы формирования поэтического языка и критериев совершенства речевого стиля. Литературная деятельность А. Д. Кантемира. Реформа силлабики. М. В. Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Завершение преобразований русского стиха. Тематика и стиль од. А. П. Сумароков – теоретик русского классицизма. Любовная лирика Сумарокова (идиллии, эклоги, любовные песни). Трагедии Сумарокова, их стиль. Эволюция комедийного жанра. Литературные традиции комедий Сумарокова. Личность Г. Р. Державина. Ранние годы деятельности Н. М. Карамзина. «Новый слог» Карамзина. Значение повестей Карамзина в развитии русской литературы. Литературный процесс ХIХ в. Русский романтизм и его особенности. Творчество В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева и др. романтиков. Своеобразие литературной позиции А. С. Грибоедова. Творчество А. С. Пушкина. М. Ю. Лермонтов как новое явление в истории русской поэзии. Жанровое своеобразие лирики и поэм М. Ю. Лермонтова. Мастерство Гоголя-романиста. Синтез романтического и фантастического как новация поэтики циклов Н. В. Гоголя. Литературный процесс 1842–1855 гг. Раннее творчество Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыкова, Островского, Достоевского, Л. Толстого. Творчество А. И. Герцена. Романтизм ранних произведений 30-х гг. («Лициний», «Вильям Пен») и переход к реализму («Сорока-воровка» и др.). Ф. И. Тютчев, его место в истории русской поэзии. Философская лирика, пантеизм Тютчева. Лирика А. А. Фета, ее основные мотивы. Импрессионизм лирики Фета, проповедь чистого искусства. Литературное движение 1856–1868 гг. Основные идейные и стилевые течения в литературе 60-х гг. Система жанров. Место и значение романа. Творчество И. С. Тургенева. Тематика и своеобразие пьес Тургенева 40-х гг. Особенности концепции реализма И. А. Гончарова. Поэтика романов Гончарова. Значение Гончарова в истории русской литературы. Место Н. А. Некрасова в истории русской литературы. Некрасов и Пушкин. Связь с поэзией Кольцова, с творчеством Рылеева, Полежаева, Лермонтова. Общественно-литературная деятельность поэта. Литературные типы XIX века. Сатирическое мастерство М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие творчества Ф. М. Достоевского. Художественное своеобразие творчества Л. Н. Толстого. Художественное своеобразие творчества А. П. Чехова. Художественный мир прозы В.Гаршина, В. Короленко. Литературный процесс ХХ в. Особенности отечественной литературы рубежного периода. Основные направления и течения в русской литературе к XIX – начала ХХ века. Своеобразие реализма в литературе начала ХХ века. Своеобразие прозы А. И. Куприна. Художественный мир И. А. Бунина. Стилевое своеобразие прозы А. Н. Толстого. Своеобразие раннего творчества М. Горького. Синкретизм творческого метода Л. Андреева. Черты поэтики символизма. Характеристика творчества основных представителей символизма в русской литературе. Эстетика акмеизма, его основные представители. Футуризм и его основные представители в русской литературе. Стилевое своеобразие прозы А. Белого. Литературный процесс 1920–1950 годов. Трансформация художественного сознания лирического героя поэзии С. Есенина. Своеобразие художественного мира М. Цветаевой. Литература I волны русского зарубежья. Творчество В. Набокова. Стилевое своеобразие прозы 1920-х годов. Своеобразие художественного мира Ю. Олеши. Основные мотивы творчества А. Платонова. Поэтический авангард первой половины 30-х гг. ХХ века. Творчество Д. Хармса. Своеобразие сатиры М. Зощенко. Творчество М. Булгакова. Особенности литературного процесса 1950-1980-х годов. Трансформации конфликта в произведениях о ВОВ. Феномен деревенской прозы» 1960–70-х годов ХХ века (Белов, Астафьев, Распутин, Шукшин). Феномен «лагерной прозы». Художественный мир романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Своеобразие его поэтической манеры на материале тетради стихов Ю. Живаго. Поэзия 1960–80-х годов ХХ века. Общая характеристика особенностей литературы и литературного процесса рубежного периода (1985–1999). Особенности русского постмодернизма. Литература второй и третьей «волны» русского зарубежья. Современная поэзия. Актуальная литература. Феномен «массовой» литературы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-3 Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов
  • УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.