История интеллигенции России

Цели и задачи дисциплины
Цель преподавания истории интеллигенции России - дать представление о происхождении, характерных чертах, традициях и наследии отечественного образованного слоя, об участии интеллигенции в важнейших событиях истории России. Основные задачи: проанализировать процесс формирования российской интеллигенции, особенности ее различных категорий; показать проявление её характерных черт в XVIII-XXI вв.; сравнить общественные функции образованного слоя различных стран и отечественной интеллигенции; показать вклад интеллигенции в экономическое, социально-политическое, культурное развитие России в различные периоды её истории; раскрыть значение наследие и традиций всех поколений интеллигенции для современности; уяснить, по каким общественно-политическим проблемам развития страны происходили и продолжаются дискуссии в среде интеллигенции; обратить внимание на особенности формирования и уроки советской интеллигенции; проанализировать начавшийся процесс трансформации интеллигенции в изменившихся социально-экономических и политических условиях России.
Краткое содержание дисциплины
Раздел 1. Теоретические основы изучения истории русской интеллигенции. Понятие, характеристики, условия возникновения интеллигенции в странах Европы и в России. Функции интеллигенции в индустриальном обществе. Раздел 2. Рождение отечественной науки и формирование научной интеллигенции (XVIII в.). Формирование системы образования и науки в России, ее кадровое обеспечение, социальные источники и характеристики, квалификация и достижения на протяжении XVIII века. Рождение исторической науки. Раздел 3. Масонство и его наследие в истории русской интеллигенции. История «масоноведения» и собственно масонства за рубежом и в России: его идейные течения и организационные структуры, символика, философия, национальные варианты (до настоящего времени). «Масонская тема» и масонские символы в философии и культуре Нового и Новейшего времени, в том числе в русской литературе и мемуаристике. «Масонские» идеи и традиции в судьбе и практике русской интеллигенции. Раздел 4. Просвещение и просветители в России. Идеи Просвещения на русской почве. Характер и особенности русского Просвещения. Русская культура эпохи Просвещения. Творческая интеллигенция и власть. Просвещенная государыня Екатерина II и русские просветители. Раздел 5. Дворянская интеллигенция начала Х1Х в. Общие характеристики дворянской интеллигенции в начале Х1Х века: ценности, идеалы, характеристики, условия формирования, формы действия. Романтизм и немецкая философия как маяки духовной «моды». Творческая и научная интеллигенция. Н.М. Карамзин. Декабризм. Декабрист как культурно-психологический тип. Жены декабристов, образы ссыльных декабристов в русской культуре. Раздел 6. Русская интеллигенция 1830-1840-х гг. Интеллигент и мещанин: рождение конфликта (на примере противостояния А.С. Пушкина и Ф.В. Булгарина, материалов общественной и литературной полемики 1820-1830-х гг.). Дворянская и разночинная интеллигенция 1830-1840-х гг. Проблема «пути России». П.Я. Чаадаев, Н.В. Гоголь, славянофильство и западничество. Творческая и научная интеллигенция и ее достижения. «Золотой век» русской культуры. Раздел 7. Интеллигенция и «Великие реформы». «Великие реформы» 1860-1870-х г. и их оценка в русском обществе. «Смена облика» русской интеллигенции. Институты и источники формирования массовой интеллигенции (в соотнесении с западноевропейскими и восточно-европейскими аналогами). Особенности пореформенной интеллигенции. Причины радикализации умонастроений интеллигенции и общественного сознания. Н.Г. Чернышевский и его идеи. «Нигилист» и «народник» как типажи русского интеллигента. Литературное и революционное народничество. Социально-психологический портреты интеллигенции. Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев как русские интеллигенты: личностные и биографические характеристики, идеи. Раздел 8. Интеллигенция в пореформенной России. Земская интеллигенция. Творческая и техническая интеллигенция. Великоросская и национальная интеллигенция. Столичная и провинциальная интеллигенция (на материалах Уральского региона) на рубеже Х1Х-ХХ вв. «Маленькие люди» как тема русской интеллигенции от Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского до А.П. Чехова. «Мелкий бес» Ф. Сологуба. Раздел 9. Интеллигенция в начале ХХ века. Модерн как стиль искусства и мышления, его предпосылки, национальные варианты, философия и культура. «Серебряный век» русской культуры. Акмеизм, символизм, футуризм. Типажи, социально-психологические характеристики и этика поведения творческой «богемы». Интеллигенция и марксизм. Интеллигенция в первой русской революции. Интеллигенция о самой себе и своей роли в судьбе России. Сборники «Вехи» и «Из глубины» и их авторы в общей дискуссии о судьбе и задачах русской интеллигенции. 1917 год и судьбы русской интеллигенции. Эмиграция и варианты взаимоотношений с революционным правительством. Раздел 10. Советская власть и интеллигенция. Эволюция политики Советской власти по отношению к интеллигенции на протяжении 1920-1930-х гг. Дискуссии о роли и сущности русской интеллигенции. Советские идеологи о назначении интеллигенции. А.В. Луначарский. В.В. Воровский. Советская власть и мещанство. Советская власть, советская и мировая творческая интеллигенция. Создание корпоративных институтов советской интеллигенции. Выдающиеся деятели культуры, науки, искусства и их взаимоотношения с властью. Раздел 11. Развитие отечественной интеллигенции в период 1950-1980-х гг. Интеллигенция в послевоенном обществе (западноевропейский, восточно-европейский, советский варианты). «Оттепель». Государственная политика в отношении интеллигенции. Творческая и научная интеллигенция в период 1950-1970-х гг. Раздел 12. Современный облик, проблемы и перспективы отечественной интеллигенции. Современный облик, проблемы и перспективы отечественной интеллигенции. Раздел 1. Теоретические основы изучения истории русской интеллигенции. Понятие, характеристики, условия возникновения интеллигенции в странах Европы и в России. Функции интеллигенции в индустриальном обществе. Раздел 2. Рождение отечественной науки и формирование научной интеллигенции (XVIII в.). Формирование системы образования и науки в России, ее кадровое обеспечение, социальные источники и характеристики, квалификация и достижения на протяжении XVIII века. Рождение исторической науки. Раздел 3. Масонство и его наследие в истории русской интеллигенции. История «масоноведения» и собственно масонства за рубежом и в России: его идейные течения и организационные структуры, символика, философия, национальные варианты (до настоящего времени). «Масонская тема» и масонские символы в философии и культуре Нового и Новейшего времени, в том числе в русской литературе и мемуаристике. «Масонские» идеи и традиции в судьбе и практике русской интеллигенции. Раздел 4. Просвещение и просветители в России. Идеи Просвещения на русской почве. Характер и особенности русского Просвещения. Русская культура эпохи Просвещения. Творческая интеллигенция и власть. Просвещенная государыня Екатерина II и русские просветители. Раздел 5. Дворянская интеллигенция начала Х1Х в. Общие характеристики дворянской интеллигенции в начале Х1Х века: ценности, идеалы, характеристики, условия формирования, формы действия. Романтизм и немецкая философия как маяки духовной «моды». Творческая и научная интеллигенция. Н.М. Карамзин. Декабризм. Декабрист как культурно-психологический тип. Жены декабристов, образы ссыльных декабристов в русской культуре. Раздел 6. Русская интеллигенция 1830-1840-х гг. Интеллигент и мещанин: рождение конфликта (на примере противостояния А.С. Пушкина и Ф.В. Булгарина, материалов общественной и литературной полемики 1820-1830-х гг.). Дворянская и разночинная интеллигенция 1830-1840-х гг. Проблема «пути России». П.Я. Чаадаев, Н.В. Гоголь, славянофильство и западничество. Творческая и научная интеллигенция и ее достижения. «Золотой век» русской культуры. Раздел 7. Интеллигенция и «Великие реформы». «Великие реформы» 1860-1870-х г. и их оценка в русском обществе. «Смена облика» русской интеллигенции. Институты и источники формирования массовой интеллигенции (в соотнесении с западноевропейскими и восточно-европейскими аналогами). Особенности пореформенной интеллигенции. Причины радикализации умонастроений интеллигенции и общественного сознания. Н.Г. Чернышевский и его идеи. «Нигилист» и «народник» как типажи русского интеллигента. Литературное и революционное народничество. Социально-психологический портреты интеллигенции. Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев как русские интеллигенты: личностные и биографические характеристики, идеи. Раздел 8. Интеллигенция в пореформенной России. Земская интеллигенция. Творческая и техническая интеллигенция. Великоросская и национальная интеллигенция. Столичная и провинциальная интеллигенция (на материалах Уральского региона) на рубеже Х1Х-ХХ вв. «Маленькие люди» как тема русской интеллигенции от Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского до А.П. Чехова. «Мелкий бес» Ф. Соллогуба. Раздел 9. Интеллигенция в начале ХХ века. Модерн как стиль искусства и мышления, его предпосылки, национальные варианты, философия и культура. «Серебряный век» русской культуры. Акмеизм, символизм, футуризм. Типажи, социально-психологические характеристики и этика поведения творческой «богемы». Интеллигенция и марксизм. Интеллигенция в первой русской революции. Интеллигенция о самой себе и своей роли в судьбе России. Сборники «Вехи» и «Из глубины» и их авторы в общей дискуссии о судьбе и задачах русской интеллигенции. 1917 год и судьбы русской интеллигенции. Эмиграция и варианты взаимоотношений с революционным правительством. Раздел 10. Советская власть и интеллигенция. Эволюция политики Советской власти по отношению к интеллигенции на протяжении 1920-1930-х гг. Дискуссии о роли и сущности русской интеллигенции. Советские идеологи о назначении интеллигенции. А.В. Луначарский. В.В. Воровский. Советская власть и мещанство. Советская власть, советская и мировая творческая интеллигенция. Создание корпоративных институтов советской интеллигенции. Выдающиеся деятели культуры, науки, искусства и их взаимоотношения с властью. Раздел 11. Развитие отечественной интеллигенции в период 1950-1980-х гг. Интеллигенция в послевоенном обществе (западноевропейский, восточно-европейский, советский варианты). «Оттепель». Государственная политика в отношении интеллигенции. Творческая и научная интеллигенция в период 1950-1970-х гг. Раздел 12. Современный облик, проблемы и перспективы отечественной интеллигенции. Современный облик, проблемы и перспективы отечественной интеллигенции.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-1 Способность использовать научные исторические знания, методологию научно-исследовательской работы при проектировании и реализации образовательного процесса в образовательных организациях различного уровня
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.