История и философия науки

Цели и задачи дисциплины
Цель: показать закономерности возникновения и развития научного познания и соотношение науки с другими сферами деятельности человека; раскрыть критерии выбора теорий и методологии научного исследования, принципы формирования научных гипотез и междисциплинарный характер современного научного знания. Задачи: раскрыть природу и генезис научного познания; выявить особенности развития науки на современном этапе развития общества; дать представление об идеалах и нормах научного познания; продемонстрировать значение ценностей в научном познании; показать систему мировоззренческих принципов организации научно-исследовательской и педагогической деятельности, направленных на формирование ответственности ученого.
Краткое содержание дисциплины
Введение. Специфика научного знания и мировоззрения. Сциентизм и антисциентизм. Понятие философии науки. Философия науки как самосознание науки. Предпосылки возникновения философии науки. Основные концепции философии науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. О. Конт, Д. Милль и Г. Спенсер как представители классического позитивизма; их взгляды на науку. Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Сущность и особенности неопозитивизма М. Шлика, Р. Карнапа, Л. Витгенштейна и Б. Рассела. Конвенционализм А. Пуанкаре и П. Дюгема. Феноменология Э. Гуссерля. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки (П. Бергер и Т. Лукман; Б. Латур). Интернализм и экстернализм в понимании научной деятельности. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея. Идеалы научной деятельности. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Научная картина мира: исторические формы и функции. Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Особенности развертывания языка науки. Наука как сложная саморазвивающаяся система. Многообразие форм знания. Проблема демаркации научного знания. Специфика и структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни знания. Специфика оснований теоретического и эмпирического уровней знания. Взаимодействие оснований науки и опыта. Проблема классификации. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Фундаментальная и прикладная наука. Концепция технонауки Б. Латура. Методы научного познания. Понятие метода. Философские основания научного метода. Характеристика общенаучных, частнонаучных, специальных и междисциплинарных научных методов. Логические основания научного метода. Элементы логики в языке науки (понятие, суждение, умозаключение). Специфика языка науки (концепт, конструкт, термин; высказывание, тезис, аргумент; теория, гипотеза, проблема). Научная картина мира. Понятие картины мира. Специфика научной картины мира. Структура (центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели) и функции научной картины мира. Виды научных картин мира (общенаучная и дисциплинарная). Динамика научных картин мира (донаучная, классическая, неклассическая, постнеклассическая). Сциентистская и антисциентистская картина мира. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Становление развитой научной теории. Развитие оснований науки. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Особенности современного этапа развития науки. Научные традиции и научные революции. Научные революции как перестройка оснований науки. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Формирование глобальной науки. Наука как социальный институт. Компоненты науки как социального института. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Математизация и компьютеризация науки и их социальные последствия. Автономия научного сообщества. Социальные ценности и нормы научного этоса. Наука и социальные технологии в современном обществе. Проблема конвергенции науки, технологий и человека. Этика научной деятельности. Этические основания научной деятельности. Внешняя и внутренняя этика науки. Формирование стандартов внутренней этики науки (QUDOS, QUDOS+ (Р. Мертон), PLACE (Дж. Зиман), антинормы научной деятельности). Наука в системе общества. Глобальные проблемы современности и их связь с наукой. Проблема социально-правового регулирования научной деятельности. Основания регулирования научной деятельности. Закономерности развития научного знания как предмет истории и философии науки. Философия научной рациональности. Преднаука. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Наука эпохи Возрождения: поиски нового языка, нормирование научного знания, борьба платоновской, аристотелевской и схоластической традиции в науке Возрождения. Формирование элементов классической науки: Н. Коперник, Г. Галилей, Парацельс. Классическая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Формы организации ученых в научное сообщество в раннее Новое время. Неклассическая наука. Характеристика неклассической научной рациональности. Критика оснований классической науки на рубеже XIX-XX вв.: Э. Мах, Л. Больцман. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Наука в контексте современной картины мира. Основные характеристики современной науки. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм и современная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Новые этические проблемы науки в начале XXI столетия. Методология классической науки. Лекция-коллоквиум (работа с текстом Р. Декарта "Рассуждения о методе") Методология классической науки. Лекция-коллоквиум (работа с текстом О. Конта "Дух позитивной философии") Методология современной науки. Лекция-коллоквиум (работа с текстами современных философов немецкой и американской школы) Методология современной науки. Работа с текстами философов французской и российской школы Философия и методология естественных наук. Философские проблемы и вехи в истории развития естествознания. Сопоставление естественных наук и математики по предмету, способу, методам изучения и языку. Математизация науки. Информатизация и компьютеризация различных областей деятельности человека, в том числе, научной. Роль информационно-коммуникационных технологий. Проблемы искусственного интеллекта. Эволюция естественнонаучной картины мира. Современная картина мира. Физическая наука. Возникновение и закономерности развития физики. Физика и производство. Физика и другие науки. Многообразие типов химических знаний. Становление химической науки как «зеркала Природы»: социокультурные основания. Физикализация химии. Химическая технология как сфера практической реализации научного знания. Общекультурное бытие научных химических знаний. Проблемы построения современной химической картины реальности. Философские и методологические проблемы биологии. Эволюция человека. Конвергенция науки, техники и технологий и проблема человека. Философия и методология технических наук. Специфика философского осмысления техники и технических наук. Сущность техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная), техническая и инженерная деятельность. Научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Дисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования. Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. Проблема оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники. Социотехника. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность. Философия и методология гуманитарных наук. Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Дискуссия представителей философской герменевтики (В. Дильтей) и неокантианцев о научном характере гуманитарного знания (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Зависимость социально-гуманитарного знания от социального контекста. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания. Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Рождение знания в процессе взаимодействия ученых. Рождение знания в процессе взаимодействия ученых. Объяснение, понимание, интерпретация, вера, сомнение и знание в социальных и гуманитарных науках. Разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки. «Общество знания». Математизация и формализация методов гуманитарных и социальных наук. в плане постановки вопроса: «Границы» социального, гуманитарного и естественнонаучного знания в условиях тотальной цифровизации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.