- Цели и задачи дисциплины
- Цель: показать закономерности возникновения и развития научного познания и соотношение науки с другими сферами деятельности человека; раскрыть критерии выбора теорий и методологии научного исследования, принципы формирования научных гипотез и междисциплинарный характер современного научного знания. Задачи: раскрыть природу и генезис научного познания; выявить особенности развития науки на современном этапе развития общества; дать представление об идеалах и нормах научного познания; продемонстрировать значение ценностей в научном познании; показать систему мировоззренческих принципов организации научно-исследовательской и педагогической деятельности, направленных на формирование ответственности ученого.
- Краткое содержание дисциплины
- Раздел 1. Общие проблемы истории и философии науки. Закономерности развития научного знания как предмет истории и философии науки. Наука в культуре современной цивилизации. Основные концепции философии науки. Эволюция подходов к анализу науки. Многомерность науки: основания современной дифференциации наук. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности языка науки. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Наука как социальный институт. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Наука в контексте современной картины мира. Раздел 2. Философские проблемы отраслей научного знания. Философские проблемы и вехи в истории развития естествознания. Сопоставление естественных наук и математики по предмету, способу и методам изучения, по языку. Математизация науки. Вопросы методологии математики и информатики. Информатизация и компьютеризация различных областей деятельности человека, в том числе, научной. Роль информационно-коммуникационных технологий. Проблемы искусственного интеллекта. Влияние математики и информатики на современную теорию познания и решение онтологических проблем. Информационно-энергетическая картина мира. Глобальные модели. Эволюция естественнонаучной картины мира. Концептуальные положения картин мира Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна. Современная картина мира. Многообразие типов химических знаний. Становление химической науки как зеркала природы: социокультурные основания. Химическая технология как сфера практической реализации научного знания. Общекультурное бытие научных химических знаний. Проблемы построения современной химической картины реальности. Философские и методологические проблемы биологии. Эволюция человека. Философские проблемы техники. Техника и естествознание. Фундаментальная наука и прикладная наука. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Социальная оценка техники. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Общетеоретические подходы к социально-гуманитарному знанию. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-2 способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- Образование
- Учебный план
- История и философия науки