История и философия науки

Цели и задачи дисциплины
Цель: показать закономерности возникновения и развития научного познания и раскрыть критерии выбора теорий и методологии научного исследования, принципы формирования научных гипотез и междисциплинарный характер современного научного знания. Задачи: раскрыть природу и генезис научного познания и соотношение науки с другими сферами деятельности человека; выявить особенности развития науки на современном этапе развития общества; дать представление об идеалах и нормах научного познания; показать систему мировоззренческих принципов организации научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Краткое содержание дисциплины
Специфика научного знания и мировоззрения. Наука как сложная саморазвивающаяся система. Многообразие форм знания. Проблема демаркации научного знания. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Сциентизм и антисциентизм. Основные концепции философии науки. Специфика и структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни знания. Взаимодействие оснований науки и опыта. Методы научного познания (общенаучные, частнонаучные, специальные и междисциплинарные). Язык науки и особенности его развертывания. Особенности современного этапа развития науки. Научные традиции и научные революции. Нелинейность роста знаний. Формирование глобальной науки. Наука как социальный институт. Социальные ценности и нормы научного этоса. Идеалы и нормы научной деятельности и их социокультурная размерность. Наука и социальные технологии в современном обществе. Методология современной науки. Проблема конвергенции науки, технологий и человека. Этика научной деятельности. Этические основания научной деятельности. Внешняя и внутренняя этика науки. Проблема социального регулирования научной деятельности. Специфика языка науки (концепт, конструкт, термин; высказывание, тезис, аргумент; теория, гипотеза, проблема). Научная картина мира: исторические формы, функции и основания. Философские основания как условие включения научных знаний в социокультурную динамику. "Границы" и "горизонты" социального, гуманитарного и естественнонаучного знания в условиях тотальной цифровизации.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
В результате освоения дисциплины студент должен знать
общие закономерности развития научного познания в социокультурном контексте; ценности науки и организации процесса научного познания; природу естественных, гуманитарных и технических наук.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь
ориентироваться в социокультурном контексте научного познания; определять стратегию и разрабатывать тактику научных исследований; использовать различные методы исследования.
В результате освоения дисциплины студент должен владеть
рационально-критическими способами осмысления информации и методами организации научной деятельности; приемами развития своего научного потенциала.
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.