История

Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – формирование у студентов общего представления об историческом пути российской цивилизации через изучение основных культурно-исторических эпох; сформировать у студентов целостное представление об основных периодах и тенденциях отечественной истории в контексте мировой с древнейших времён по настоящее время; научить студентов выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, систематизировать и обобщить огромный массив самого разнообразного материала, свести отдельные и часто разрозненные факты и события в стройную систему достоверных знаний, вы-явить причинно-следственные связи между ними, показать глубинные процессы, определяющие ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию. Поставленная цель достигается освоением студентами неисторических специальностей базовых категорий и понятий исторической науки, изучением исторических закономерностей. Задачи: выработка у студентов цельного образа истории с пониманием ее специфических проблем, а также развитие умения работы с историческими источниками и научной литературой. В ходе изучения истории студент должен овладеть знаниями исторических фактов – дат, мест, участников и результатов важнейших событий, а также исторических названий, терминов; приобрести умения извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приёмами исторического описания (рассказа о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификация и др.); усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления об оценках исторических событий и явлений и навыки оценочной деятельности (умения определять и обосновывать своё отношение к историческим и современным событиям, их участникам).
Краткое содержание дисциплины
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. методология Теория и исторической науки. Функции исторического знания. Раздел 2. Этапы и особенности становления государственности в России эпоху Средневековья. Восточные славяне в древности, VIII–XII вв. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. Эволюция древнерусской государственности во второй трети XII в. – XVII в. Русские земли периода политической раздробленности. Объединительный процесс, XIV в. – первая треть XVI в. Иван Грозный: централизаторские реформы и опричнина. «Смутное время». «Первые Романовы». Раздел 3. Россия и мир в XVIII–XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. Петр I: основные направления «европеизации» страны. Екатерина II: «просвещенный абсолютизм». Попытки реформирования политической системы России при Александре I. Николай I. «Эпоха Великих либеральных реформ» Александра II. «Контрреформы» Александра III. Раздел 7. Россия и мир в ХХ в. Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа. Политические партии в России в нач. ХХ в. Опыт думского «парламентаризма» в России. Россия в Первой мировой войне. Февральская революция. Временное правительство и Петроградский Совет. Октябрь 1917 г. Гражданская война и интервенция. Советская Россия-СССР в 1920-е – 30-е гг. НЭП. Форсированная индустриализация. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Советская внешняя политика. Вторая мировая война. Великая Отечественная война. Трудности послевоенного переустройства. Первое послесталинское десятилетие. «Оттепель». XX и XXII съезды КПСС. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 1970-х – начале 80-х гг. в стране. «Перестройка» и распад СССР. СНГ. Россия в 90-е гг.: переход к рынку. Августовский путч 1991 г. Октябрьские события 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Внешняя политика РФ в 199щ-е гг. Раздел 8. Россия и мир в XXI в. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Социально-экономическое положение РФ в период 2000-е – начале 2020-х гг.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.