- Цели и задачи дисциплины
- Цель: формирование представлений о научном знании, типах научной рациональности и ее ценности; роли и ценностях науки в современном мире. Задачи: раскрыть природу и генезис научного знания; выявить особенности развития науки на современном этапе развития общества; дать представление об идеалах и нормах научного познания; продемонстрировать значение ценностей в научном познании; показать систему мировоззренческих принципов организации научно-исследовательской деятельно-сти, направленных на формирование ответственности познающего субъекта.
- Краткое содержание дисциплины
- Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания. Закономерности развития научного знания как предмет философской науки. Научное знание в современной культуре. Основные концепции философии науки. Эволюция подходов к анализу науки. Многомерность науки: основания современной дифференциации наук. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование естественных, технических, социальных и гуманитарных наук. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности языка науки. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса. Наука как социальный институт. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Наука в контексте современной картины мира. Раздел 2. Философские проблемы отраслей научного знания. Философские проблемы развития естествознания. Естественные науки и математика. Математизация науки. Информатизация и компьютеризация различных сфер деятельности человека, в том числе, и научной. Роль информационно-коммуникационных технологий. Проблемы искусственного интеллекта. Глобальные модели. Эволюция естественнонаучной кар-тины мира. Концептуальные положения картин мира Аристотеля, Ньютона, Эйнштейна. Современная картина мира. Становление химической науки как зеркала природы: социокультурные основания. Химическая технология как сфера практической реализации научного знания. Общекультурное бытие научных химических знаний. Философские проблемы биологии. Эволюция человека. Философские проблемы техники. Техника и естествознание. Фундаментальная наука и прикладная наука. Особенности неклассических научно-технических дисциплин. Социальная оценка техники. Философские проблемы социально-гуманитарных наук. Общетеоретические подходы к социально-гуманитарному знанию. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Субъект социально-гуманитарного познания. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук. «Общество знания». Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
- УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
- Образование
- Учебный план 37.04.01, 2023, (2.0), Психология
- Философия научного знания