Безопасность жизнедеятельности

Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины: вооружить учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для: — создания оптимального (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; — идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения; — разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; — проектирования и устойчивой эксплуатации техники, технологических процессов и объ-ектов экономики в соответствии с современными требованиями по безопасности и эколо-гичности; — прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения и персонала объектов экономики от первичных и вторичных негатив-ных факторов аварий и стихийных явлений, а также в ходе ликвидаций их последствий.
Краткое содержание дисциплины
1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Определение, цель, задачи, объект и предметы изучения дисциплины "Безопасность Жизнедеятельности". Опасности и их источники. Количественная характеристика опасности. Концепция приемлемого рмска. Понятие безопасности. Системы безопасности. Принципы и методы обеспечения безопасности. Характеристика человека как элемента системы "человек-среда обитания". 2. Факторы рабочей среды и трудового процесса. Классификация факторов рабочей среды и трудового процесса. Условия труда. Воздух рабочей зоны. Микроклимат производственных помещений. Нормирование параметров микроклимата. Вредные вещества. Мероприятия и средства нормализации воздушной среды производственных помещений и рабочих мест. Производственное освещение. Виды производственного освещения. Нормирование параметров производственного освещения. Источники искусственного освещения. Светильники. Вибрация. Характеристика основных параметров вибрации. Действие вибрации на организм. Гигиеническое нормирование вибрации. Профилактика вибропоражений. Шум. Физические характеристики звуковой волны. Гигиеническая характеристика шума. Гигиеническое нормирование шума. Профилактические мероприятия. Инфразвук и ультразвук. Физическая и гигиеническая характеристики ультразвука и инфразвука. Действие ультра- и инфразвука на организм. Гигиеническое нормирование ультра- и инфразвука. Меры по предупреждению вредного влияния ультра- и инфразвука. Лазерное излучение. Инфракрасное излучение. Ультрофиолетовое излучение. Электробезопасность. Общие требования. Действие электрического тока на организм человека. Электрозащитные средства. Технические способы обеспечения безопасности эксплуатации электроустановок. 3. Защита от опасностей технических систем и производственных процессов в машиностроении. Анализ опасности технических систем в машиностроении. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Требования безопасности технологических процессов в машиностроении. Требования безопасной эксплуатации производственного оборудования. Требования безопасной эксплуатации средств технологического оснащения. Требования безопасной эксплуатации промышленных роботов, роботехнологических комплексов и гибких производственных модулей. 4. Управление безопасностью труда. Правовые и нормативные основы безопасности труда. Органы уравления безопасностью труда, надзора и контроля за охраной труда. Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма. Ответственность за нарушение требований по безопасности труда. 5.Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Источники и классификация ЧС мирного и военного времени. Прогнозирование параметров и оценка обстановки при ЧС. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Защитные мероприятия и ликвидация последствий ЧС.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОК-6 способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности
  • ОК-8 готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
  • ОПК-5 способностью применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды
  • ПК-13 готовностью оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.