Специальная дисциплина

Цели и задачи дисциплины
Цель данного курса – формирование исторически корректного представления о закономерностях и особенностях развития русской литературы, о ее значении в мировой художественной культуре, а также о становлении и развитии литературы народов Российской Федерации Задачи дисциплины: — знать исторический и теоретический материал этапов развития русской литературы и литературы народов РФ; — знать общие стилевые черты творчества ключевых фигур русской литературы и литературы народов РФ; — владеть навыками целостного анализа литературного произведения; — знать наизусть хрестоматийные поэтические тексты; — владеть культурой употребления литературоведческих терминов.
Краткое содержание дисциплины
Литературный процесс Древней Руси и XVIII в. Возникновение древнерусской литературы, своеобразие её художественного метода и жанровой системы. Значение литературы Древней Руси в становлении и развитии русской литературы нового времени. Тематическое и жанровое своеобразие русской литературы XI–XII вв. «Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII в. Особенности житийной литературы XI–XIII вв. «Слово о полку Игореве». Литература XIII–XV веков. Памятники Куликовского цикла. Стиль плетения словес. Жития Епифания Премудрого. Место XVI века в историко-литературном процессе русского средневековья. Литература XVII века. Литературный процесс XVIII в. Эстетические категории и система основных понятий литературы XVIII в. Поэтика русского классицизма: взгляд на роль и значение поэзии в общественной жизни, новое понимание специфики поэтического творчества. Реформа силлабики. Ключевые фигуры эпохи. Литературный процесс ХIХ в. Русский романтизм и его особенности. Творчество А. С. Пушкина. М. Ю. Лермонтов как новое явление в истории русской поэзии. Жанровое своеобразие лирики и поэм М. Ю. Лермонтова. Мастерство Гоголя-романиста. Синтез романтического и фантастического как новация поэтики циклов Н. В. Гоголя. Литературный процесс 1842–1855 гг. Раннее творчество Тургенева, Гончарова, Некрасова, Салтыкова, Островского, Достоевского, Л. Толстого. Ф. И. Тютчев, его место в истории русской поэзии. Философская лирика, пантеизм Тютчева. Лирика А. А. Фета, ее основные мотивы. Импрессионизм лирики Фета, проповедь чистого искусства. Литературное движение 1856–1868 гг. Основные идейные и стилевые течения в литературе 60-х гг. Система жанров. Место и значение романа. Творчество И. С. Тургенева. Тематика и своеобразие пьес Тургенева 40-х гг. Особенности концепции реализма И. А. Гончарова. Поэтика романов Гончарова. Значение Гончарова в истории русской литературы. Место Н. А. Некрасова в истории русской литературы. Некрасов и Пушкин. Связь с поэзией Кольцова, с творчеством Рылеева, Полежаева, Лермонтова. Общественно-литературная деятельность поэта. Литературные типы XIX века. Сатирическое мастерство М. Е. Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие творчества Ф. М. Достоевского. Художественное своеобразие творчества Л. Н. Толстого. Художественное своеобразие творчества А. П. Чехова. Художественный мир прозы В.Гаршина, В. Короленко. Литературный процесс ХХ в. Особенности отечественной литературы рубежного периода. Основные направления и течения в русской литературе к XIX – начала ХХ века. Своеобразие реализма в литературе начала ХХ века. Своеобразие прозы А. И. Куприна. Художественный мир И. А. Бунина. Стилевое своеобразие прозы А. Н. Толстого. Своеобразие раннего творчества М. Горького. Синкретизм творческого метода Л. Андреева. Черты поэтики символизма. Характеристика творчества основных представителей символизма в русской литературе. Эстетика акмеизма, его основные представители. Футуризм и его основные представители в русской литературе. Стилевое своеобразие прозы А. Белого. Литературный процесс 1920–1950 годов. Трансформация художественного сознания лирического героя поэзии С. Есенина. Своеобразие художественного мира М. Цветаевой. Литература I волны русского зарубежья. Творчество В. Набокова. Стилевое своеобразие прозы 1920-х годов. Своеобразие художественного мира Ю. Олеши. Основные мотивы творчества А. Платонова. Поэтический авангард первой половины 30-х гг. ХХ века. Творчество Д. Хармса. Своеобразие сатиры М. Зощенко. Творчество М. Булгакова. Особенности литературного процесса 1950-1980-х годов. Трансформации конфликта в произведениях о ВОВ. Феномен деревенской прозы» 1960–70-х годов ХХ века (Белов, Астафьев, Распутин, Шукшин). Феномен «лагерной прозы». Художественный мир романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Своеобразие его поэтической манеры на материале тетради стихов Ю. Живаго. Поэзия 1960–80-х годов ХХ века. Общая характеристика особенностей литературы и литературного процесса рубежного периода (1985–1999). Особенности русского постмодернизма. Литература второй и третьей «волны» русского зарубежья. Современная поэзия. Актуальная литература. Феномен «массовой» литературы. Состав литературы народов России. Исторические условия формирования литературы, языка и культуры народов Урала и Поволжья. Тюркоязычная и финно-угорская литература. Литература народов Дагестана и Северного Кавказа. Литература народов Алтая и Южной Сибири. Литература народов Северо-Востока Сибири. Литература народов Приамурья. Еврейская и цыганская литература. Феномен литературной идентичности.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
В результате освоения дисциплины студент должен знать
исторический и теоретический материал этапов развития русской литературы и литературы народов РФ; общие стилевые черты творчества ключевых фигур литературы;
В результате освоения дисциплины студент должен уметь
описывать и анализировать закономерности и особенности развития русской литературы и литературы народов РФ, представлять их в контексте мировой художественной культуры;
В результате освоения дисциплины студент должен владеть
навыками целостного анализа литературного произведения.
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.