История и достижения

В 1947 году в ЧММИ было объявлено о подготовке инженеров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство», за которую был ответственным на кафедре «Автомобили» преподаватель Меламед. Первой была переведена на эту специальность группа Т-7, а защиту дипломных проектов назначили на сентябрь 1948 года. Однако  вскоре  студентов Т-7 перевели на специальность «Сельхозмашиностроение». Тем не менее, часть студентов групп «Т» эпизодически защищалась по специальность «Автомобили и автомобильное хозяйство». Так, в 1949 году студент группы Т-11 В.К.Комиссаров защитил диплом по этой специальности и впоследствии стал руководителем республиканского масштаба – начальником Южно-Уральского территориального транспортного управления. Такая система подготовки кадров для автомобильного транспорта продолжалась до 1958 года что, конечно, не могло удовлетворить потребностей автомобильного транспорта страны.

Наконец, приказом МВиССО РСФСР от 30 декабря 1957 года было решено в Челябинском политехническом институте организовать кафедру «Автомобильный транспорт» для подготовки инженерных кадров по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» со специализациями «Техническая эксплуатация», «Производство и ремонт автомобилей» и «Организация и безопасность дорожного движения».

Формирование коллектива кафедры началось с января 1958 года. В подчинение к временно исполняющему обязанности заведующего кафедрой Сергею Сергеевичу Строеву переводится старший преподаватель кафедры «Автомобили» Л.Г.Анискин. Механик научного отдела инженер И.А.Девятков назначается старшим лаборантом кафедры. Вскоре к ним присоединяются учебные мастера В.И.Томахин, Г.И.Зырянов и С.Д.Вещиков (впоследствии генеральный директор объединения «Челябинскавтотехобслуживание»), а также преподаватель Е.Ф.Кичигин.

В 1959-1976 годах кафедрой заведовал Лев Григорьевич Анискин. В то время под его началом работали доценты, кандидаты техн. наук И.Н.Аринин, Х.Д.Квитко, А.П.Ширяев, А.В.Сидоренко, Н.В.Патрушев, А.Г.Бездомов, В.Н.Прокопьев, В.В.Иванов, П.В.Баранчук. старшие преподаватели и ассистенты Р.А.Королев, Р.Н.Четин, И.В.Рудаков, Э.Р.Рунг, Л.Г.Брова, Г.Н.Волченко и другие. Это годы становления учебного процесса. Постепенно сформировался и стаблизировался набор студентов: на дневное отделение – 75, вечернее – 25   и  заочное – 50 человек. В отдельные годы выпуск молодых специалистов всех форм обучения достигал 120 человек.

За годы существования кафедрой подготовлено свыше 4500 инженеров.

В 1997 году наряду со специальностью «Автомобили и автомобильное хозяйство» появляется новая – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)». Популярность и востребованность специальностей настолько велика, что в отдельные годы – несмотря на закрытие вечернего факультета – выпуск  инженеров-автомобилистов достигает 100 человек. О высоком качестве их подготовки свидетельствует тот факт, что до 30% выпускников кафедры становятся работниками высшего руководящего звена.

В результате научных исследований, проводимых Л.Г.Анискиным, Р.А.Королевым, Х.Д.Квитко, Л.Г.Бровой, Н.В.Патрушевым, А.Г.Бездомовым, П.В.Баранчуком, А.В.Сидоренко, Е.Ф.Кичигиным, В.Н.Прокопьевым совместно с предприятиями  Челябинской области и северных районов Казахстана, были разработаны и внедрены системы воздухообогрева автомобилей с разными типами энергоисточников. За результаты научно-исследовательских работ кафедра была удостоена диплома ВДНХ СССР I-ой степени. Приоритетность работ отмечена рядом патентов и авторских свидетельств на изобретения, полученных Л.Г.Анискиным, В.Н.Прокопьевым, Р.А.Королевым и  П.В.Баранчуком. Зав.кафедрой Л.Г.Анискин был включен в состав комиссии Научного совета по проблеме «Создание машин, работающих в условиях низких температур». Не случайно, в отдельных регионах Севера воздушный обогрев автомобилей применяется до сих пор.

Большой вклад внесла кафедра и в развитие технической диагностики автомобилей, как науки, в масштабах страны. Посты и линии диагностирования автомобилей были внедрены в Челябинском АТП-1 (гл.инженер, впоследствии канд. техн. наук – Г.Е.Андреев) и еще нескольких предприятиях города и области. Появилась необходимость в серийном производстве стендов. По инициативе Л.Г.Анискина и В.Н.Прокопьева было принято решение о создании научно-производственного объединения, включающего в себя кафедру «Автомобильный транспорт» и предприятия Южно-Уральского территориального транспортного управления: конструкторско-технологическое бюро и Челябинский авторемонтный завод (ЧАРЗ). Такое содружество при научном руководстве кафедры, инженерной поддержке КТБ, технологических и технических возможностях ЧАРЗа обеспечило разработку и изготовление первого полнокомплектного стенда уже в 1969 году.

В дальнейшем, за годы творческого содружества было разработано более 10 модификаций и выпущено  около 800 диагностических стендов. Коллектив кафедры семь раз был участником ВДНХ СССР. Сотрудники кафедры награждены более чем двадцатью медалями различного достоинства. Работы по совершенствованию оборудования для диагностирования автомобилей продолжаются и сейчас.

Параллельно с прикладным направлением работ совершенствуются принципы расчета диагностического оборудования. Новые методы расчета и опыт проектирования обобщены доцентом А.И.Кудриным в учебном пособии по основам расчета нестандартизованного оборудования. Это пособие, по отзывам многих преподавателей других вузов, можно рассматривать как один из лучших учебников цикла специальных дисциплин для студентов-автотранспортников.

Региональное лидерство кафедры в области разработки методов и средств диагностирования технического состояния автомобилей признано ведущими предприятиями этой сферы деятельности. С 1998 года кафедра становится официальным представителем на Южном Урале мирового лидера в области производства диагностического оборудования фирмы «Мюллер-Бем», а с 2003 года – дилером Новгородского завода гаражного оборудования «ЗАО ПКФ завода ГАРО».

Н.С. МалярНе менее важным научным направлением кафедры является теория смазки и износа машин и механизмов.

На кафедре еще под руководством В.Н.Прокопьева создана и ныне развивается научная школа гидродинамической теории смазки. Главное направление научных исследований – гидродинамический расчет и проектирование подшипников жидкостного трения транспортных двигателей и турбомашин. По этой тематике уже защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, в том числе сотрудниками кафедры Ю.В.Рождественским, В.Н.Анисимовым, Н.С.Маляром, М.К.Ветровым, А.К.Бояршиновой, Е.А.Задорожной, Ивановым Д.Ю., С.С.Родиным, К.В.Гавриловым и другими.

 

М.К. ВетровНаучная школа получила мировое признание. Труды В.Н.Прокопьева и его учеников публикуются в академических журналах, в том числе зарубежных. Доклады заслушиваются на международных семинарах, симпозиумах и конгрессах в Великобритании, Германии, Израиле, Греции, Югославии, Южной Корее, Австрии, США. Разработки используются ведущими отечественными машиностроительными предприятиями и зарубежными фирмами: ЧТЗ,  КамАЗ, УралАЗ, ЗМЗ, LG, ВгМЗ, «Москвич», «Барнаултрансмаш», УТМЗ, ЯМЗ, и др.

Большая научная работа проводится в вузовско-академической лаборатории «Триботехника», созданной при кафедре в 1986 году. Для ее становления многое сделали кандидаты техн. наук В.В.Смирнов и А.К.Бояршинова. Значительный вклад в развитие лаборатории внесла ст. научный сотрудник, кандидат техн. наук, известный на Урале химмотолог Р.И.Синянская. В секторе трибоматериаловедения этой лаборатории ведутся химмотологические исследования автомобильных топлив и масел. Разработаны технология и установки для регенерации отработавших смазочных масел, сформулированы, отработаны и используются на практике принципы замены смазочных масел «по состоянию». Эти передовые технологии, относящиеся к ресурсосберегающим, позволяют предприятиям, внедрившим их, значительно уменьшить затраты на смазочные материалы.

Научная работа кафедры не является самоцелью. Она способствует повышению квалификации преподавателей и качества профессиональной подготовки выпускников. Ежегодно к научно-исследовательской работе привлекается до 50 студентов. С их участием оформляются отчеты о НИР, пишутся научные статьи, создаются лабораторные установки. Под руководством профессора Ю.В.Рождественского студенты нескольких поколений создали класс анализа и конструкции автомобилей. Под началом доцента Н.А.Усольцева – лабораторию трения и износа. Под руководством  доцента Д.Ю.Иванова развивается работа в области вибродиагностики механизмов. Доцент А.А.Кирьянов при участии студентов внес огромный вклад в разработку новых технологий восстановления деталей.

Ежегодно студенты кафедры участвуют в областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ и дипломных проектов. За последние 5 лет они были удостоены более 20-ти призовых мест и кажый год  студенты занимали первые места по стране в целом. Это говорит о высоком уровне подготовки студентов, глубине проработки каждой темы, а также о большом вкладе преподавателей кафедры в образовательный процесс.

В 2008 году кафедре исполнилось 50 лет. Эти полвека она готовила инженерные кадры. С 2009 года кафедра называется «Автомобильный транспорт и сервис автомобилей». В связи с предстоящей реорганизацией государственной системы высшего профессионального образования кафедра, в 2009 году приняты первые студенты бакалавриата. Можно надеяться, что курс кафедры на подготовку высококвалифицированных и востребованных специалистов  автомобильного транспорта и сервиса автомобилей останется прежним.

You are reporting a typo in the following text:
Simply click the "Send typo report" button to complete the report. You can also include a comment.