В Санкт-Петербургском государственном университете состоялась IX международная научная конференция «Язык в координатах массмедиа», в которой приняла участие группа ученых Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.
На первой пленарной сессии были обсуждены такие темы, как «Специфика словарного состава языка массмедиа: проблемы лингвистического описания и лексикографирования», «Структура медийного дискурса»; «Медиатекст в аналоговом и цифровом мире: проблемы организации, интерпретации и восприятия» и другие проблемы медийного языка.
Особый интерес у участников конференции на сессии по политической коммуникация и актуальному медиадискурсу вызвал доклад доктора филологических наук, профессора, директора ИМСГН Лидии Лободенко «Айтрекинг-анализ воздействия политической повестки дня СМИ на молодежную аудиторию». В ИМСГН под руководством Лидии Лебеденко исследовательская группа в составе профессора, доктора педагогических наук Анны Чередняковой; доцента, кандидата филологических наук Анны Красавиной; доцента, кандидата филологических наук Арины Зайцевой; доктора филологических наук, заведующего кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ИМСГН Людмилы Шестеркиной с использованием айтрекинга был проведен анализ воздействия политической повестки СМИ на молодежь.
«Сегодня одним из актуальных вопросов является определение термина «политическая повестка дня», который рассматривается с точки зрения различных подходов, – рассказала Лидия Лободенко. – В рамках нашего исследования политическая повестка дня понимается как совокупность наиболее значимых политических вопросов, выстроенных в порядке приоритетности, требующих своего решения и вынесенных на публичное обсуждение. Качественно повысить возможности анализа воздействия политического медиаконтента и неосознанных реакций молодежи и внести значимые изменения в результаты восприятия информации аудиторией представляется возможным с использованием технологий айтрекинга, которые позволяют количественно представить неосознанные реакции человека. Особую актуальность сегодня приобретает анализ воздействия тематики международной политической повестки СМИ на молодежную аудиторию с использованием айтрекинга, что мы и представили на конференции».
Ученые ИМСГН проводили эксперимент на базе медиаконтента сетевого СМИ – РИА «Новости», который входит в ТОП-3 СМИ России. В ходе анализа медиаконтента были отобраны актуальные материалы, опубликованные по трем темам: «политика», «в мире», «Россия». Затем выборка медиатекстов была систематизирована по тематическим разделам: международные отношения России и США; новости Украины и мира; международные отношения России и стран Запада и др. Участниками исследования выступили студенты гуманитарных и технических специальностей Южно-Уральского государственного университета.
Анализ полученных данных, описанный в докладе ученых ИМСГН ЮУрГУ, позволил выделить в информационной повестке лидирующие темы, наиболее интересующие целевую аудиторию, и определить дальнейшие направления изучения специфики словарного состава языка массмедиа.