Компьютерные игры в образовании

Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины «Компьютерные игры в образовании» является совершенствование профессиональной компетентности преподавателя на основе развития психолого-педагогического знания, формировании способности к развитию педагогического мастерства, методической рефлексии, продуктивному использованию дидактического знания для успешного решения профессиональных задач в деятельности преподавателя. Обучение носит комплексный характер и предусматривает выполнение следующих задач: — формирование представлений о возможностях игровых и дискуссионных технологий в деятельности современного преподавателя; — развитие и формирование умений использовать современные образовательные компьютерные технологии в процессе профессиональной подготовки специалистов; развитие педагогических способностей преподавателя; — научение способам проектирования компьютерных игр как активной формы образовательного процесса.
Краткое содержание дисциплины
Данная дисциплина опирается на знания, полученные при изучении таких дисциплин как «Компьютерные технологии в науке и образовании», «Теория коммуникации и медиафилософия», а также при прохождении практики по антропологическим исследованиям цифрового контента. Студент должен обладать следующими «входными» знаниями и умениями: базовые профессиональные знания о образовании, компьютерных технологиях, видах и формах учебного процесса, знание основ медиафилософии; владение базовыми навыками научных исследований; компьютерной грамотностью. Содержание дисциплины: Тема 1. Игровые технологии: специфика, структура. 1. Сущность и характеристика игровых технологий. 2. Возможности их использования в профессиональном образовании. 3. Классификация игр, целевые установки и особенности их проведения в студенческой аудитории. 4. Игра в образовательном процессе высшей школы. 5. Основные категории игр по типу процессов: деловые (игры имитации), ролевые (игры драматизации), организационно-деятельностные (организационно мыслительные, моделирующие и проектные). 6. Деловая игра как имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. 7. Классификация, основные формы и модификация деловых игр. Особенности организационно-деятельностных игр. Тема 2. Учебно-ролевые игры профессиональной направленности. 1. Ролевая игра как эффективная отработка вариантов поведения в проектируемых ситуациях. 2. Этапы подготовки и проведения деловой игры «Экзамен». 3. Техники создания рефлексивной среды (синквейн, чемодан, ПОПС, лестница, ПМИ, цепочка мнений и д. р.). 4. Современные виды групповых дискуссий и техники их организации. 5. Содержательные аспекты различных видов дискуссии: а) панельная дискуссия; б) форум; в) симпозиум; г) дебаты. Выбор вида дискуссии, обоснование спецификой курса. 6. Педагогические стили общения в ходе дискуссии. 7. Особенности взаимодействия преподавателя и студента в образовательном процессе при проведении дискуссии. 8. Направляемая (структурированная) дискуссия как учебный спор-диалог. 9. Подготовка (создание временных групп), распределение ролей и функций, приемы ведения, руководство ходом дискуссии. 10. Проигрывание подготовленного сценария деловой, ролевой игры, групповой дискуссии. Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика различных видов игр и методические приемы их организации. 1. Психолого-педагогическая характеристика подвижных игр. 2. Методические приемы организации подвижных игр. 3. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр. 4. Методические приемы использования игровых упражнений и дидактических игр в обучении. 5. Психолого-педагогическая характеристика развивающих игр. 6. Методические приемы использования развивающих в работе с разными категориями обучающихся. 7. Психолого-педагогическая характеристика коллективных игр. 8. Методические приемы использования коллективных игр в учебном и воспитательном процессе. 9. Психолого-педагогическая характеристика ролевых и сюжетно-ролевых игр. 10. Методические приемы организации и проведения ролевых игр с обучающимися разного возраста. 11. Психолого-педагогическая характеристика интеллектуальных игр. 12. Методические приемы разработки и проведения интеллектуальных игр с детьми разного возраста. 13. Психолого-педагогическая характеристика игрового тренинга как специфической игровой формы. 14. Психолого-педагогическая характеристика деловых игр. Методика разработки и проведения деловых игр. 15. Психолого-педагогическая характеристика компьютерных игр. 16. Возможности использования компьютерных игр в образовании. Тема 4. Теоретические основы технологии компьютерной игры. 1. Понятие игры. Виды игр. 2. Основные характеристики игры (сюжет, стратегия, тактика). 3. Психология игры. 4. Значение ролевых игр в учебном процессе. 5. Жанры компьютерной игры – классификация, примеры, характерные особенности. 6. Место компьютерной игры в жизни современного человека. 7. Проблемы, вызванные пристрастием человека к компьютерным играм и возможные пути их решения. Тема 5. Проектирование компьютерной игры. 1. Проблема поиска идеи. 2. Понятие компьютерной игры, ее особенности и отличия. 3. Классификации компьютерных игр с точки зрения алгоритмов, задействованных при ее реализации. 4. Приемы создания игровой программы: разработка сценария игры и ее модели, нисходящее проектирование, тестирование и документирование программы. 5. Методы поиска идеи. 6. Гейм-девелопинг: основные понятия, команда создателей игры. 7. Реализация основных этапов разработки собственной игры. 8. Компьютерная графика. Тема 6. Среды разработки игровой программы. 1. Обзор визуальных сред разработок. 2. Основные возможности, достоинства и недостатки. 3. Интерфейс. Объекты. Действия над объектами. Взаимодействие между объектами. 4. Создание простейших приложений с управляемыми пользователем объектами. Тема 7. Разработка компьютерной игры (программирование). 1. Основные алгоритмические конструкции и их использование при разработке компьютерных игр разного жанра. 2. Создание игрового приложения по разработке собственной компьютерной игры (программирование). 3. Документирование и сопровождение. Представление и защита собственного проекта.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ПК-5 Способен к самостоятельному расширению портфеля аналитических инструментов, к самостоятельному освоению новых средств коммуникации и работы с информационными потоками для решения профессиональных задач
You are reporting a typo in the following text:
Simply click the "Send typo report" button to complete the report. You can also include a comment.