- Цели и задачи дисциплины
- Цель и задачи разделов №1-2: формирование представления о целях, методологии и практике психологической науки; истории возникновения и закономерностях развития психологического знания; понимания специфики предмета психологии и ее отношения к смежным дисциплинам. Цель раздела №3: изучение общих теоретических и методологических проблем психологии личности. Задачи раздела №3: 1) Изучение специфики представлений о личности в разных областях человекознания. 2) Показать отличие представлений о личности в общей психологии по сравнению с другими психологическими дисциплинами. 3) Изучить разные подходы к пониманию индивидуальности человека. 4) Проанализировать отличительные признаки темперамента, способностей и характера. 5) Дать знания об основных методах изучения личности.
- Краткое содержание дисциплины
- Раздел №1: «Введение в общую психологию». Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Предмет психологии: душа, сознание, поведение, деятельность, психика. Методологические основы современной психологии. Функции методологии. Категориальный аппарат психологии. Естественнонаучные основы психологии. Сознание и бессознательное. Психология познавательных процессов: ощущение, восприятие, память. Раздел №2: «Психология познавательных процессов». Общая характеристика мышления. Проблема искусственного интеллекта. Теории мышления. Исследования мышления в когнитивной психологии. Проблемы мышления в отечественной психологии. Логика и психология мышления. Проблема типологии мышления. Представление, воображение, творческое мышление. Язык и речь. Общая характеристика эмоциональных процессов. Понятие об эмоциях. История изучения внимания в психологии. Психология воли. Раздел №3 дисциплины «Общая психология». Личность как объект и предмет общей психологии. Понятие личности в системе человекознания. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Психические процессы, состояния и свойства. Функциональная структура психики человека. Индивидуальность человека. Индивид как структура потенций и возможностей человека. Субъект деятельности как структура акций. Свойства, структура и типология личности. Темперамент как интеграция свойств индивида. Способности. Проблема характера в зарубежной и отечественной психологии. Акцентуации характера. Личность как предмет психологического исследования.
- Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
- Выпускник должен обладать:
- ОПК-5 Способен осуществлять комплексное исследование и диагностику психических свойств и состояний, особенностей развития различных сфер личности, а также профессиональной среды с учетом нормативной регламентации и этических принципов деятельности психолога, изучать психологический климат, анализировать формы организации взаимодействия в служебных коллективах, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
- ПК-2 Способен выявлять и анализировать информацию о потребностях личности, группы, организации; определять цели работы, которые должны быть приняты клиентом и достижимы
- УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий