Методы исследований и моделирования экономических систем

Цели и задачи дисциплины
Цель – изучить методы, которые с одной стороны, используются для исследования операций в больших природных и технических системах, а с другой – находят широкое применение в финансово-экономической сфере. Изучить приложение математических методов к построению экономико-математических моделей и последующему анализу моделируемых экономических систем в целях выработки и принятия обоснованных управленческих решений. Задачи: ознакомить студентов с — основами математического моделирования экономических систем макроуровня; — основами математического моделирования экономических систем микроуровня; — методологическими основами формирования системы целей и средств достижения целей при моделировании систем; — основами возможностей сопряжения имитационных моделей с внешней средой; — основами методов принятия решений при моделировании многоуровневых систем и объектов; — основами имитационного моделирования экономических систем; научить студентов: — проводить анализ и моделирование экономических систем микроуровня; — проводить анализ и моделирование экономических систем макроуровня; — выполнять постановку и формализацию задач оптимизации и принятия решений при исследовании экономических систем; — выработать умения и навыки владения математическими методами исследования экономических процессов с применением современных компьютерных систем и информационных технологий. — использовать методы экономического анализа решений, информационной подготовки и принятия решений; студенты должны иметь представление: — о методах изучения систем; — о способах моделирования национальной экономики; — о направлениях развития систем имитационного моделирования; — о направлениях информатизации и автоматизации в задачах анализа и принятия решений.
Краткое содержание дисциплины
Принципы организации исследовательского проекта. Классификация методов, используемых для исследования экономических систем. Статические модели макроэкономики. Макроэкономические производственные функции. Модель Леонтьева многоотраслевой экономики. Линейные дискретные динамические модели макроэкономики. Динамическая модель Кейнса. Модель Самуэльсона-Хикса. Динамическая модель Леонтьева. Линейные непрерывные динамические модели макроэкономики. Устойчивость линейных динамических систем. Условие устойчивости экономики в модели Самуэльсона-Хикса. Линейные многосвязные динамические системы. Модель динамического межотраслевого баланса. Оптимальное управление динамическими системами. Понятие оптимального управления. Принцип максимума Понтрягина. Динамическое программирование. Методы решения некоторых задач оптимального управления для непрерывных и дискретных процессов. Малосекторные нелинейные динамические модели макроэкономики. Математические модели микроэкономики: модели поведения потребителей, модели поведения производителей. Модель поведения фирм на конкурентных рынках. Равновесие Курно. Стратегия Штакельберга. Олигополия Бертрана. Город Хотеллинга и задача о размещении производства. Модели взаимодействия потребителей и производителей. Модели установления равновесной цены: паутинообразная модель, модель Эванса. Модель Вальраса. Оптимальные затраты на рекламную компанию: модель Сети-Прасада. Игра Зоргера. Математические модели рыночной экономики. Классическая модель рыночной экономики. Модель Кейнса. Математические модели финансового рынка. Финансовые операции, финансовые риски. Равновесие на рынке ценных бумаг. Математические модели государственного регулирования экономики. Модели распределения налогового бремени. Математические критерии эффективности государственного регулирования экономики. Общественные блага и математическая теория общественного выбора. Групповая функция полезности. Модели перераспределения доходов. Модели сотрудничества и конкуренции. Множество Парето. Имитационное моделирование экономических процессов. Экспериментальная оптимизация.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОПК-1 способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
  • УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.