Логика

Цели и задачи дисциплины
Целями освоения учебной дисциплины «Теория аргументации» являются: формирование у студентов наиболее общих представлений о логичности мышления, повышение качества мышления на понятийно-теоретическом уровне, повышение уровня гуманитарной подготовки, способности к самостоятельному анализу и осмыслению юридических явлений и процессов на основе овладения знаниями, отражающими предметное поле логики. Задачи учебной дисциплины. - овладение понятийным аппаратом формальной логики; методами и приемами логического мышления. - получение системы знаний об основных законах и формах правильного рассуждения; - основными видами, приёмами аргументации, правилами доказательства и опровержения; - изучение основ формальной логики: основных форм мышления и правил силлогизирования, законов правильного рассуждения, гипотезы и основ теории аргументации; - формирование у студентов навыков и умений правильно мыслить и аргументировано доказывать.
Краткое содержание дисциплины
Предмет и значение логики и теории аргументации. Понятие как форма мышления. Понятие и слово. Виды понятий. Логическая характеристика понятий. Отношения между понятиями по объёму. Обобщение и ограничение понятий. Сущность определения, его виды и правила. Логическое деление понятий. Виды и правила деления Суждение как форма мышления. Суждение и предложение. Простые суждения, их логическая структура и виды. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат. Сложные суждения, их состав и виды. Модальность суждений. Модальные характеристики правовых суждений. Логика вопросов и ответов. Общая характеристика основных законов формальной логики. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Методологическое значение законов логики в правоохранительной деятельности. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений. Непосредственные умозаключения. Простой категорический силлогизм: состав, общие правила, фигуры и их правила, модусы. Условные силлогизмы: чисто-условный силлогизм, условно-категорический силлогизм и его модусы. Разделительные силлогизмы: разделительно-категорический силлогизм и условно-разделительный силлогизм. Индуктивные умозаключения, их структура. Виды индуктивных умозаключений. Методы научной индукции. Использование индуктивных умозаключений в правоохранительной деятельности. Умозаключение по аналогии как форма мышления. Виды аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии. Роль аналогии в правовом познании. Логические основы теории аргументации в юридической практике. Вопросно-ответные ситуации. Понятие доказательства. Судебное доказывание и его особенности. Логическая структура доказательства. Виды и правила доказательства. Характеристика опровержения и его строение. Понятие опровержения в процессуальном праве. Пути и правила опровержения. Связь доказательства и опровержения. Искусство полемики и его применение в судебной практике. Аргументация и спор. Логическая природа и цель гипотезы. Следственная версия как разновидность гипотезы. Логическая структура гипотезы. Виды гипотезы. Построение гипотезы. Логико-методологические требования к гипотезе. Проверка гипотезы. Гипотеза и теория. Доказательство гипотезы.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОК-7 способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии
  • ОК-8 способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения
  • ОПК-1 способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридических наук
  • ПК-29 способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований
  • ПСК-1.1 способностью осуществлять контрольную и административно-правовую деятельность при исполнении служебных задач
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.