История

Цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов фундаментальные представления о месте исто-рической науки в системе научного знания и роли истории в жизни общества, которые позволят им адекватно воспринимать многие социальные, политические, экономические процессы современности. Задачи дисциплины состоят в том, чтобы дать студентам представление об основных тенден-циях развития отечественной и мировой историографии, ключевых этапах и содержании исто-рии России с древнейших времён и до наших дней, показать на конкретных примерах из раз-личных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории, закономерности исто-рического развития, а так же сформировать у студентов навыки научного анализа разнообраз-ных исторических процессов и уважительное отношение к историческому прошлому и куль-турному наследию России.
Краткое содержание дисциплины
Раздел 1. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Исторические источники. Методы изучения истории. Сущность, формы, функции исторического знания. Основные этапы развития отечественной и мировой историографии. История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Российская цивилизация между Западом и Востоком. Раздел 2. Феномен древнерусского государства Традиционные формы социальной организации народов в догосударственный период. Первые государства в истории человечества. Специфика цивилизаций Древнего Востока и античности. Восточные славяне в древности. Норманнская теория и другие теории о возникновении древнерусского государства. Особенности социально-политического развития древней Руси. Древнерусское государство в оценках современных историков. Эволюция восточнославянской государственности в ХI–ХII вв. Формирование различных социокультурных моделей развития русского общества и государства. Монголо-татарское нашествие на русские земли. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество Литовское и Русское государство. Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе. Раздел 3. Московская Русь и Европа Складывание основ национальных государств Западной Европе. Европа в начале Нового вре-мени. Формирование целостности европейской цивилизации. Основные этапы становления московского государства. Возвышение Москвы. Феодальная война. Основные направления внутренней и внешней политики Ивана III. Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси. Опричнина. «Смутное время». Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепо-стного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сослов-но-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности сословно-представительной монархии в Западной Европе и России. Раздел 4. Российская империя в XVIII–XIX вв. ХVIII в. в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия. Пётр I: модернизация России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия. Фаворитизм. «Просвещённый абсолютизм» в Европе XVIII в. Феномен Екатерины II. Основные направления внутренней и внешней политики рос-сийской империи во второй половине XVIII в. Россия и Европа в конце ХVIII в. Изменения в международном положении империи. Русская культура ХVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения». Российская империя в первой половине XIX в.: исторический опыт ре-форм. Отечественная война 1812 г. «Священный Союз». Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Крестьянский вопрос в России: сущность и основные этапы реше-ния. «Великие реформы. Раздел 5. Россия начала ХХ в. в условиях мирового и общенационального кризисов Первая русская революция как проявление общенационального кризиса. Правительственные реформы П. А. Столыпина. Политические партии в России начала ХХ века: генезис, классифи-кация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России. Российский капита-лизм в системе мирового капиталистического хозяйства в начале ХХ в. Первая мировая война как проявление мирового кризиса, ее причины. Основные этапы и первые результаты войны. Последствия I мировой войны для России. Февральская революция 1917 г. Альтернативы раз-вития России после Февраля. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Октябрьский переворот 1917 г. Вер-сальско-Вашингтонская система мирных договоров. Раздел 6. Формирование и сущность советского строя (1921-1945) Тоталитаризм в Европе и СССР: общее и особенное, сходство и различие. Политические, соци-альные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в СССР. Структура режима власти. Утверждение однопартийной политической системы. Переход от «военного коммунизма» к НЭПу. Борьба в руководстве РКП (б)-ВКП (б) по вопросам развития страны. Возвышение И. В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Сращивание партийных и государственных структур. Номенклатура. Роль и место Советов, профсоюзов, судебных органов и прокуратуры в политической системе диктатуры пролетариата. Каратель-ные органы. Массовые репрессии. Эволюция социальной структуры общества. Унификация общественной жизни, «культурная революция». Экономические основы советского политиче-ского режима. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники, метод, темпы. По-литика коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия. Итоги «наступления социализма по всему фронту». Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войне. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Раздел 7. Советский Союз в условиях «холодной войны» Феномен «холодной войны». Основные причины ее возникновения. Трудности послевоенного переустройства; восстановление народного хозяйства и ликвидация атомной монополии США. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Создание социа-листического лагеря. Ускоренное развитие отраслей военно-промышленного комплекса. Корейская война 1950–1953 гг. и Советский Союз. Попытки обновления «государственного социализма». «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение ХХ и ХХП съездов КПСС. Власть и общество в первые послевоенные годы. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис 1962 г. Смена власти и политического курса в 1964 г. «Мягкая модель» сталинизма. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965 г. Власть и общество в 1964–1984 гг. Стагнация и предкризисные явления в конце 1970-х – начале 1980-х гг. Причины и первые попытки всестороннего реформирования системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства в конце ХХ в. Раздел 8. Россия на современном этапе исторического развития Россия в 1990-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ. Конституционный кризис в России 1993 г. и де-монтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Политические партии и общественные движения России на современном этапе. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–2011 гг. Россия и СНГ. Россия и мир в начале ХХI в.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.