История

Цели и задачи дисциплины
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов представления об историческом познании, мировом историческом процессе и путях развития России через изучение основных культурно-исторических эпох. Предполагается сформировать у студентов целостное знание о специфике исторической науки, основных периодах и тенденциях отечественной истории с древнейших времён по настоящее время; научить студентов выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, систематизировать и обобщить значительный массив самого разнообразного материала, сводить отдельные и часто разрозненные факты и события в стройную систему достоверных знаний, выявлять причинно-следственные связи между ними, показать глубинные процессы, определяющие ход общественного развития, его движущие силы и мотивацию акторов истории. Поставленная цель достигается освоением студентами базовых категорий и понятий исторической науки, изучением исторических тенденций и явлений. Задачей курса является формирования у студентов цельного представления об историческом процессе и его познании, а также развития умений работы с историческими источниками и научной литературой. В ходе изучения истории студент должен овладеть знаниями исторических фактов – дат, мест, имен участников и результатов важнейших событий, а также исторических названий, терминов; приобрести умения извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач; овладеть приёмами исторического описания (о событиях, процессах, явлениях) и объяснения (раскрытие причин и следствий событий, выявление в них общего и различного, определение их характера, классификации и др.); усвоить исторические понятия, концепции; сформировать представления о критериях оценок исторических событий и явлений, навыки оценочной деятельности (умения определять и обосновывать своё отношение к историческим и современным событиям, их участникам).
Краткое содержание дисциплины
Историческое познание как вид познавательной деятельности. Специфика исторического познания, его виды и уровни. Исторические источники: уровни и проблематика изучения. Возникновение и развитие исторических знаний в донаучный период (Античность, Средневековье, Ренессанс, начало Нового времени). История как литература. История как наука. Основные критерии и аспекты академического статуса истории. Историческое исследование: этапы и аспекты познания прошлого. Теоретические подходы и методы исследования в исторической науке. Основные тематические направления исторических исследований. Проблема достоверности исторических знаний. Критерии достоверного исторического знания. Специфика и этапы исторического развития России. Дискуссии об "особом пути" России: доводы "за" и "против". Концепции об историческом пути России. Славянофилы и западники. Россия в теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Евразийская концепция российской истории. Россия как "расколотая цивилизация" в теории А.А. Ахиезера. Современные концепции о будущем России. Восточные славяне и их соседи в Древности. Образование Древнерусского государства. Институты власти (князь, дружина, вече) и население Древней Руси. Христианизация Руси: причины и последствия. Распад Киевской Руси. Политическая раздробленность. Основные политические центры и типы власти: ранняя монархия, вечевая "феодальная республика", ограниченная ранняя монархия. Древнерусские земли и монголы: особенности и последствия взаимодействия. Золотая Орда. Возвышение Москвы и создание единого Московского государства в XIV - XV веках. Политика московских князей (Иван Калита, Дмитрий Донской, Василий II, Иван III). Формирование сословно-представительной монархии в XVI веке ее характерные черты. Иван IV Грозный и его время. Смутное время в России в начале XVII в. : этапы и последствия. Россия при первых Романовых. «Новый период» русской истории. Утверждение абсолютизма и развитие сословной системы общества. Реформы Петра I. Создание Российской империи. "Эпоха дворцовых переворотов". Преобразования Петра III и Екатерины II. Политика Павла I. Российская империя в ХIX веке: монархия и модернизация. Внешние и "внутренние" войны Российской империи в XIX веке. Общественно-политические течения. Российская империя в начале ХХ столетия: достижения и проблемы развития. Русско-японская война и Первая российская революция. Трансформация самодержавия в думскую монархию. Первая мировая война и падение монархии в России. Краткий период демократии. Приход к власти большевиков и создание Советского государства. Гражданская война: этапы и последствия. Развитие Советской страны в 1920 - 1930-е гг. Переход от авторитарной политической системы к тоталитарной. Сталинизм. Вторая мировая война и СССР. Советско-германская война (1941 - 1945). Последствия Второй мировой войны. Холодная война: противостояние "Запада" и "Востока". СССР в период позднего сталинизма. "Оттепель" и преобразования в СССР при Н.С. Хрущеве и в начале руководства страной Л.И. Брежневым. Нарастание кризисных явлений в экономике. Кризис советской политической системы при Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове и К.У. Черненко. Перестройка: попытка спасти СССР (М.С. Горбачев). Распад Советского Союза. Политика первого президента России Б.Н. Ельцина и его правительства в 1990-е годы: успехи и неудачи. Современная Россия в мировом историческом процессе.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Выпускник должен обладать:
  • ОК-4 способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей профессиональной деятельности
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.