Бессмертный полк ЮУрГУ: Габрин Эдуард Владимирович

Эдуард Владимирович родился в Челябинске 6 ноября 1925 года. Окончил Московский финансово-экономический институт.

В цехе топливной аппаратуры Кировского завода (ЧТЗ) начиналась его трудовая биография. Отсюда в 1942 году добровольцем пошел служить в армию. В 17 лет принял воинскую присягу.

Служил в штурмовом авиационном корпусе, которым командовал Георгий Байдуков. Молодой коммунист участвовал в боевых операциях корпуса, находившегося в резерве Главного командования, был комсоргом авиаполка, активно работал в армейских фронтовых газетах.

День Победы встретил в Прибалтике, где находился его полк.

Вот что рассказывает ветеран: «Жизнь в городе перестраивалась на военный лад. В школах разворачивались госпитали; в парке, что находился на площади Павших, рядом с Белыми казармами, был организован крупный мобилизационный центр. Все наше беззаботное юношество оборвалось. Хорошо помню грандиозную манифестацию трудящихся города, проходившую под лозунгом “Все силы на разгром врага!”. С июля 1941 года до осени 1942 года я работал токарем в цехе топливной аппаратуры Кировского завода (Челябинск). Отсюда и ушел в армию добровольцем, как только исполнилось 17 лет. С группой товарищей меня направили в военное училище. А на фронт попал лишь летом 1943 года, да и то на короткое время: после двухмесячной стажировки в одном из боевых авиаполков предстояло возвращаться в училище.

Наша часть базировалась на одном аэродроме с французской эскадрильей “Нормандия”, которая преобразовалась в полк. Французские летчики, полные оптимизма, веры в победу, были на редкость жизнерадостными людьми. Несмотря на языковой барьер, мы прекрасно понимали друг друга. На этом же аэродроме (называвшемся “Хатенки”) базировался знаменитый полк ночных бомбардировщиков под командованием известной летчицы Бершадской. Шла подготовка к Орловско-Курской операции.

Из училища выпустился механиком авиационного вооружения со второй специальностью “стрелок-радист”.

В том же 1943 году впервые испытал вражескую бомбежку. Хотя она мне тогда показалась не очень уж эффективной, что ли. Удивительно, но бомбы падают кучно, и ты как бы наблюдаешь со стороны. Наверное, когда они падают в твоем квадрате, то ты уже не являешься просто наблюдателем…Тут уже страшно. Случалось и такое. Бомбежка – ужасная штука!

За всю войну (я говорю о “своей войне”) ни разу не встречался лоб в лоб с фашистским солдатом, если не считать встречи с военнопленными. Такова специфика авиации, ее аэродромы располагались в 5-15 километрах от передовой.

За время войны довелось базироваться приблизительно на тридцати аэродромах в зонах действия Западного, 1-го и 2-го Белорусских фронтов, 3-го Украинского фронта. Это масса точек на военных картах, но, как правило, расположенных вдали от населенных пунктов.

Своих командиров, особенно военной поры, забыть невозможно. В числе комсомольских работников дважды побывал на приеме у командира корпуса генерала Г.Ф. Байдукова. А когда учился, неоднократно наблюдал за работой генерала А.В. Белякова – оба из прославленного Чкаловского экипажа. Хорошо помню командиров полка, эскадрилий, звеньев, отдельных экипажей. Запомнились встречи с командующим армией генералом К.А. Вершининым (впоследствии – главный маршал авиации). Дважды встречался с маршалом К.К. Рокоссовским.

На фронте я прослужил всего год с небольшим. В составе экипажа штурмовой авиации участвовал в пяти боевых вылетах. Самое страшное было видеть гибель своих товарищей над целью, когда уже никто не мог ничем помочь. И еще очень тяжело давалось ожидание своих с боевого задания. Уже известно о потерях, но веришь, надеешься на что-то, на чудо, что ли. Как много потерь! Наверное, это являлось главной причиной того, что наградами не кичились, не хвастались. Во всяком случае, так было принято в частях, где я служил, даже через много лет после войны.

Физически приходилось очень трудно. Сложно было техническому персоналу авиации, особенно в зимних условиях, когда за ночь требовалось заменить три авиамотора, выработавших свой ресурс. Быт в авиационных частях был поставлен на высоком уровне, как и материально-техническое обеспечение.

День Победы я встретил на пути из передовой команды обратно на свой аэродром. Неописуемая радость и вместе с тем горечь утрат, боль за тех, кто не дожил до этого светлого дня. Даже не верилось, что война кончилась, что больше не будет залпов пушек, рева пикирующих самолетов, бомбежек, что не будет увеличиваться число сирот….Не верилось, что начинается новая, мирная жизнь».

После демобилизации работал на кафедре экономики промышленности Челябинского политехнического института (ЧПИ).

Эдуард Владимирович награжден орденом Знак Почета, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.

Контактное лицо по новости: 
Отдел интернет-порталов и социальных медиа, 267-92-86
Вы нашли ошибку в тексте:
Просто нажмите кнопку «Сообщить об ошибке» — этого достаточно. Также вы можете добавить комментарий.